
Обострение геополитической обстановки на мировой арене активизировало противостояние в формате Россия-Запад. В этой связи вновь актуальными стали цели, среди которых особое место занимает ослабление позиций РФ в Центральной Азии. Ощутимое повышение интереса к региону со стороны Запада произошло в 2001 году, когда перед войсками Международных сил содействия безопасности (МССБ) встала острая необходимость в размещении своих баз неподалеку от Афганистана. Тогда, с согласия Москвы, в пользование коалиции были отданы база «Ганси» в Кыргызстане (2001-2014гг.), и база «Карши-Ханабад» в Узбекистане (2001-2005гг.).
В 2005 году, из-за попыток вмешаться во внутренние дела государства после Андижанских событий, узбекский лидер потребовал освободить базу Карши-Ханабад. И. Каримов счел неприемлемыми поучения с Запада, и надолго заморозил взаимодействие Узбекистана с тем же самым Вашингтоном. В Кыргызстане же уход американцев проходил по несколько иному сценарию. Но, справедливо будет отметить, что не малую роль в этом сыграли нехватка финансовых ресурсов для Пентагона в бюджете США и приближающийся вывод войск МССБ.
Однако, не смотря на очевидный проигрыш в большой игре, Запад не оставляет надежды усилить свое влияние в регионе. Примечательно, что делается это, на данный момент, только для того чтобы ослабить позиции российского президента В. Путина (речь идет даже не обо всем государстве, а об одной конкретной личности, хотя последствия таких трудов куда масштабнее). Те же цели преследуют и различные эксперты и аналитики, публикуя материалы, пестрящие разного рода несоответствиями и ложными обвинениями. К примеру, статья ученого Оксфордского университета Масуэля Рамани «Putin's Latest Nightmare – Great Game 2.0 in Central Asia»
(«Последний кошмар Путина – Большая игра 2.0 в Центральной Азии»). Опубликован материал на сайте известного американского онлайн-СМИ «Huffington Post».
С. Рамани считает, что Российская Федерация теряет свои позиции в пользу Китая, и предлагает «помочь» Казахстану, Туркменистану и другим государствам центрально-азиатского региона уйти из-под влияния Москвы. Такие действия, по мнению канадского ученого работающего в Оксфорде, позволят подорвать «попытки Путина уйти от западных санкций». Также Рамани считает, что наиболее выгодные позиции в Большой игре занимает Китай, чья экономика недавно вышла на первое место.
Справедливо отмечено, что китайская экономика сейчас не имеет равных соперников, но утверждение о том, что КНР – лидер в Большой игре не верно. Экономика, финансовая поддержка – это лишь одни из столпов взаимовыгодного сотрудничества, к которому Пекин, кстати, не стремиться. Все проекты реализуемые Китаем, в том числе и Экономический проект Великого шелкового пути, направлены только на получение выгоды самой КНР. Да, краткосрочная и среднесрочная перспективы позволят государствам-участникам вышеозначенного проекта ощутить выгоду от денежных потоков, однако, в долгосрочной перспективе на лицо китайская экспансия для стран Центральной Азии. Помимо того, что реализация, например, дорожных проектов подразумевает собой участие китайских компаний (выдаваемые деньги возвратятся обратно в Китай), ассимиляция китайских рабочих грозит возникновением многочисленных и обширных «чайна-таунов», контроль над которыми осуществлять если не невозможно, то крайне трудно и затратно.
Все же, Рамани предлагает американизированную помощь Центральной Азии. Собственно, она уже осуществляется, только отсутствие должного финансирования не дает возможности качественно развернуться дестабилизирующей НКО-сети, показавшей свои возможности в Украине. В этой связи становится понятным визит всемирно известного дестабилизатора
Д. Сороса в Бишкек, ведь недавно стала известна предположительная дата подписания договора о присоединении Кыргызстана к Таможенному союзу (ТС) и Единому экономическому пространству (ЕЭП) – 23 декабря. Видимо, американская машина построения псевдо демократии решила пойти ва-банк, раз задействован козырь в лице Сороса, что означает успех евразийской идеи Н. Назарбаева.
Рамани же, в свою очередь, продолжает кидаться шаблонными фразами большинства антироссийски настроенных экспертов. ЕАЭС охарактеризован как «циничная уловка для реализации стремления Путина создать второй Советский Союз» – абсолютно ничего нового, лишь обыденная пропагандистская фраза, призванная сделать из В. Путина и всей России мировую угрозу. Рамани предлагает подписывать с государствами ЦА выгодные торговые контракты, чтобы те «сопротивлялись российским предложениям». Закрывая глаза на то, что финансовые возможности Запада ограничены, хочется узнать, куда направят миграционные потоки? Вряд ли в том же самом Оксфорде найдется место для квалифицированных рабочих, специалистов и даже ученых из центрально-азиатского региона. С трудом представляется как та же Франция, национальная идентичность которой давно стерта мигрантами из Африки и Арабских стран, будет гостеприимна людям, некогда жившим в СССР.
В статье также говорится о необходимости воспользоваться чувством недоверия, вызванным повышенным интересом России к обеспечению коллективной безопасности в регионе. Автор указывает на отказ Н. Назарбаева добавить в сферу интересов ЕАЭС оборонный сектор. Учитывая то, что прародителем происходящих событий на евразийском пространстве был именно казахстанский президент, не удивительно, что он добился соблюдения своего видения ЕАЭС – полноценно экономический проект, направленный на совместное развитие, при использовании общих ресурсов. Для обеспечения безопасности на постсоветском пространстве действует
Организация договора о коллективной безопасности, активизация которой особо ощутима в преддверии вывода войск МССБ из Афганистана.
Завершается материал краткой характеристикой нынешних руководств центрально-азиатских государств – «очень несовершенные правительства», и очередным обозначением главной задачи всей предлагаемой автором работы – «подорвать главный стратегический план Путина в борьбе с западными санкциями». Оксфордский ученый упорно не ставит морально-этические ценности на первое место. Рамани также не волнует то, что дестабилизируя государства региона своей «помощью», Запад нарушает практически все нормы и понятия демократии в их позитивном представлении. Впрочем, печальный опыт Ирака, Ливии, Украины и т.д. указывает на перманентное отсутствие уважения к чуждой культуре со стороны западных сил.
Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»