
Сердцевиной евразийской интеграции, несомненно, является союз России и Казахстана. Геополитические турбулентности на постсоветском пространстве показали, что Казахстан является одним из наиболее устойчивых и последовательных партнеров Москвы по вопросам углубления евразийской интеграции. Однако внутри Казахстана существуют силы, предпринимающие целенаправленные действия по дискредитации имиджа России. Сюда относятся и экспертные оценки, и замеры общественного мнения. Безусловно, у России и Казахстана налажены процессы управления информационным обменом, позволяющим через лидеров мнений осуществлять корректировки восприятия имиджа стран, однако как показывают шквалы информационных атак, этого может оказаться недостаточно.
К тому же, формированию неблагоприятного для интеграционных инициатив имиджа России в Казахстане способствуют не только прозападные акторы и национал-патриоты. Бензин в костер добавляют и сами российские политики. Казахстанская общественность посредством СМИ и соцсетей за последний год неоднократно болезненно реагировала на одиозные и деструктивные высказывания таких деятелей как В. Штыгашев (Председатель Верховного Совета Хакасии), Э. Лимонов и, конечно же, В. Жириновский.
На прошлой неделе, три известных казахстанских лидера мнений (Петр Своик, Балташ Турсумбаев, Галым Абильсеитов) написали письмо В. Жириновскому. Официальная цель письма: прекратить инсинуации по поводу казахстанско-российских отношений и разговоры о притязании РФ на те, или иные территории Казахстана. Письмо содержит глубокий экскурс в историю, которая трактуется в евразийском ключе. Такое понимание истории не предполагает, например, ключевого для советской историографии понятия как «татаро-монгольское иго», которое заменяется понятием «монголо-тюркско-славянской государственностью военно-деспотического типа». Это период феодальных войн, в котором и славяне, тюрки и другие этносы воевали как друг с другом ради своих узкоэлитных интересов (см. текст «Батыево нашествие – погром объединение?» на нашем сайте в разделе исследования).
Как справедливо отмечают авторы письма, они обращаются скорее не к Жириновскому, а к общественности России и Казахстана для того, чтобы прекратить всевозможные инсинуации по поводу экспансионистских и имперских претензий ряда российских политиков в отношении Казахстана.
Безусловно, такого рода действия нужны, однако вряд ли они способны предотвратить тот поток имперских и националистических амбиций, который транслируют национал-патриоты в России и Казахстане.

Несколько месяцев назад лидер ЛДПР на вопрос «Когда вы предъявите территориальные претензии к Казахстану?» ответил «Пока мы ждем. Давайте с Украиной разберемся». Личное общение с нашими казахстанскими коллегами, экспертами свидетельствует, что их раздражает и обижает такого рода заявления, и они требуют от руководства России жестко пресекать такого рода враждебную и губительную для евразийской интеграции риторику.
Конечно же, это не официальная позиция России, но и пустыми словами ее назвать нельзя. Жириновский и ему подобные транслирует такую риторику ради формирования и консолидации имперски- и националистически мыслящего электората внутри России, формируя, тем самым широкую базу для противников евразийской интеграции в формате экономического и культурного сотрудничества. Для немногочисленных сторонников Жириновского интеграция возможна только в имперском, силовом формате.
Признавая справедливость сетований наших казахстанских друзей, замечу: чем больше реакции общественности удается добиться Жириновскому на то, или иное свое высказывание, тем больше у него и подобных ему демагогов возникает желание запустить еще одну волну имперской грязи, повысив тем самым свою популярность. Именно поэтому МИДу Казахстана, Акорде не нужно замечать и отвечать на высказывания одиозного российского политика. Гораздо правильнее (раз уж этого не избежать), когда в дискуссии и полемику с ним пытаются вступить общественные деятели и эксперты (чей статус в иерархии политических конфигураций ниже статуса самого Жириновского). Такой расклад вызовет меньше энтузиазма у Жириновского и создаст предпосылки для нейтрализации псевдоимперских российских идеологем в Казахстане.
Что же касается самого Жириновского, то рецепт противодействия ему достаточно прост и был показан Азербайджаном. Пригласив его посетить Баку, И. Алиев так радужно его принял, что всякую антиазербайджанскую риторику Жириновский сменил на восхваление Баку и Азербайджана, а также И. Алиева лично. Возможно, это не самый плохой пример неформальной дипломатии, который следует применять и Казахстану и России в отношении излишне ретивых деятелей…
Радик Мурзагалеев - ЦГИ «Берлек-Единство»