
В столице Казахстана с официальным визитом находится первый заместитель помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричард Хоугланд. В ходе общения с журналистами, американский представитель в ответ на вопрос о возможном повторении украинского сценария в Казахстане заявил следующее: «Я не могу предсказывать и комментировать гипотетическое будущее, но есть твердая политика моего правительства: поддерживать суверенитет и территориальную целостность любой страны центрально-азиатского региона, включая Казахстан». Постановка самого вопроса объясняется заявлениями оппозиционных представителей и некоторых высокопоставленных чиновников России, в частности речь идет об Э. Лимонове и В. Жириновском.
Лимонов, в одной из своих заметок в социальной сети Facebook, выразил надежду на получение северных областей РК в состав РФ путем аннексии. Жириновский же, в свою очередь, вовсе предложил создать среднеазиатский федеральный округ России, с центром в городе Верный (ныне Алматы). Несмотря на нелепость и несерьезность вышеозначенных «предложений», Министерство иностранных дел РК направило в МИД РФ ноты с просьбой дать официальную оценку высказываниям Жириновского и Лимонова. Отрадно, что, несмотря на формальные действия, МИД РК распространил также заявление, в котором говорит о непричастности обоих лиц к внешнеполитическому курсу Кремля и его отношении к Акорде. Более того, в заявлении также раскрывается основной смысл направленного обращения: «… нота МИД РК призвана довести до всех зарубежных деятелей, что суверенитет, независимость и территориальная целостность Казахстана неприкосновенны, и соответствующий ответ будет дан любым, в том числе вербальным, попыткам посягательства на эти важнейшие основы нашей государственности».
МИД Казахстана таким шагом обозначил неприкосновенность суверенитета и территориальной целостности всему миру. Более того, на данный момент республика располагает достаточными ресурсами и авторитетом для сохранения приоритетов независимого государства. Речь идет как об экономических возможностях, так и о военных. Помимо собственного оборонного потенциала, республика является членом Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая с недавних пор интенсивно развивается, в том числе и в связи с возникновением и расширением Исламского государства (ИГ) на Ближнем Востоке, а так же в связи с выводом войск Международных сил содействия безопасности (МССБ) из Афганистана.
К слову, процесс вывода войск МССБ из Афганистана идет полным ходом. По сообщениям Радио Озоди (Республика Таджикистан) душанбинский аэропорт уже покидают французские военнослужащие, которые находились на территории Таджикистана последние 12 лет. По информации издания, военнослужащие ВВС Франции, за 12 лет нахождения на территории аэропорта, обеспечили транзит тысяч солдат НАТО на территорию Афганистана, что, к сожалению, не возымело особого эффекта в плане противодействия терроризму и наркобизнесу.
В этой связи, заявление американского представителя, находящегося с визитом в Астане, представляется излишне громким. Экспертное сообщество уже неоднократно констатировало снижение американского финансового ресурса. Всему виной то, что львиная доля госбюджета уходит на поддержание целой сети военных баз, находящихся за рубежом. Стоит отметить, что одни только авиаудары по позициям боевиков ИГ в Сирии обходятся Пентагону в сумму более 8 млн. долларов ежедневно. Поэтому, даже если допустить мысль о якобы возможном повторении украинского сценария в Казахстане, наиболее осуществимыми для Вашингтона действиями представляются привычные открытые обвинения в адрес Москвы.
Не улучшает ситуацию для США и то, что Вашингтон более не является гегемоном на мировой арене, так как тандем Москвы и Пекина составляет как минимум серьезный противовес. Экономические возможности КНР, вкупе с военно-промышленным комплексом России дают возможность евразийским государствам проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, чего не скажешь о Европейском союзе, который находится в прямой зависимости от США.
Поэтому, как сказал Р. Хоугланд, «поддерживать суверенитет и территориальную целостность любой страны центрально-азиатского региона, включая Казахстан» в состоянии, прежде всего, сами государства ЦА, а также РФ и, частично, Китай в рамках ОДКБ и Шанхайской организации сотрудничества. Более того, если говорить о Казахстане, то воздушное пространство этого государства уже охраняется Россией. Касаемо же других стран региона Министр обороны России С. Шойгу уже заявил о намерении ведомства совершенствовать и укреплять имеющиеся за границей военные базы (Кыргызстан, Таджикистан и Армения). Представляется, что именно такие действия способны качественно противостоять возникающим угрозам в лице ИГ, Талибана на Ближнем Востоке.
Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»