
Как сообщила прессе глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина, с начала октября Банк России потратил $6 млрд. в ходе валютных интервенций поддержки курса рубля. Активная политика Центробанка РФ, тем не менее, не смогла укрепить рубль. К утру 16 октября евро повысился до уровня 51,89 рублей, а курс доллара по отношению к рублю составил 40,87. Ряд событий, которые могли подействовать на укрепление рубля, не оказали своего влияния. Однако после вступления Армении в ЕАЭС и ратификации договора о ЕАЭС доллар все же немного сдал позиции роста. Тем временем среди населения Казахстана ходят опасения девальвации тенге на фоне ослабления курса рубля. Курс тенге к доллару на сегодняшний день составил 184,127, а по паритету к рублю тенге варьируется в коридоре от 4,5:1 до 5,3:1.
Эксперты Казахстана разделились на два негласных лагеря: одни утверждают, что тенге заметно ослабится и падение курса рубля скажется на экономике Казахстана, другие заявляют, что рубль не окажет влияния на тенге. Интересно, что обе группы экспертов по-своему правы. Несмотря на то, что рубль имеет значительное влияние на тенге, ожидать негативного воздействия корректировки курса российской валюты на казахстанский тенге все же не стоит.
Снижение курса рубля укрепляет экспортный потенциал России и Казахстана. Во-первых, для казахстанских потребителей складывается благоприятная ситуация для покупки российских товаров, если взаиморасчеты при российском экспорте в Казахстан производились в рублях и тенге. Ситуация на валютном рынке будет способствовать росту спроса на российскую валюту. Вместе с тем, для обычных потребителей картина вряд ли изменится. Розничные продавцы не станут единовременно снижать цены на товары из-за ослабления курса рубля. Во-вторых, поскольку
обе страны являются крупнейшими экспортерами углеводородов, рост курса доллара повысит доходность экспорта нефти и газа. Проще говоря, валюты России и Казахстана больше зависят от цен на нефть, нежели от корректировки курса доллара. Вместе с тем, падение нефтяных цен опять-таки обусловлено экспортной политикой США. В Америке сейчас наблюдается бум добычи сланцевой нефти, себестоимость которой составляет около 80 долларов за баррель. Текущая цена в 84 доллара за баррель нефти неблагоприятна для всех экспортеров, а это предполагает проведение политики смягчения в США (иначе говоря, увеличение эмиссии).
Негативные процессы снижения цен на нефть не могут продолжаться вечно. Можно полагать, что это лишь сезонное явление. При этом излишки, накопленные за период 100-долларовой цены на нефть, позволят компенсировать недобор в ближайшие 2-3 месяца. Для экономики Казахстана критичной является граница в 60 долларов за баррель, однако цена по определению убыточна для всех экспортеров, что сводит к нулю возможность подобного сценария.
Таким образом, несмотря на то, что для Казахстана обвал российской валюты неблагоприятен, так как приходится корректировать курс тенге, ждать, что рост доллара скажется негативно на экономике страны, не приходится. Уровень цен на нефть также имеет предпосылки к выравниванию. До критичной отметки для экономик России и Казахстана еще далеко, а существующие издержки покрываются излишками прошлых месяцев. Среди населения РК ходят слухи о предстоящей девальвации национальной валюты, которые также неоправданны. Вместе с этим, вряд ли розничные цены на российскую продукцию опустятся, а значит и потенциальной выгоды от падения курса рубля не ожидается.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»