Мировые цены на нефть стабильно падают с лета этого года. Цены на нефть марки Brent преодолели психологический барьер, опустившись ниже $90 за баррель. Причин тому сразу несколько: во-первых, добыча нефти в США выходит на объемы своего максимума из-за использования технологий добычи сланцевых углеводородов в Северной Америке; во-вторых, поставки нефти увеличиваются не только из США, но и из Ирака и Ливии, которые также заметно насыщают рынок; в-третьих, замедление экономического роста стран Европы, Китая и России сказывается на снижении спроса на нефть, что автоматически влечет падение цен. Сложившаяся ситуация сказывается на всех игроках рынка. Например, Казахстан, экономика которого держится на добыче нефти, также чувствителен к падению цен на нефть. Вместе с тем, Астана реализует ряд проектов, которые призваны выдвинуть страну на первые позиции по добыче углеводородов.
Падение мировых цен на нефть заставляет Казахстан наращивать объемы добычи углеводородов. Только так нефтегазовая отрасль страны не потеряет доходность. Однако несмотря на то, что объемы добычи жидких углеводородов были запланированы на уровне 83 млн. тонн, за первое полугодие этого года нефтедобывающей отраслью Казахстана добыто 39,7 млн. тонн (на 1,6% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). При этом, увеличения добычи нефти в этом году не ожидается. Это связано с известными проблемами месторождения Кашаган, который только на начальном этапе должен был обеспечить 3 млн. тонн, а также с сокращением добычи нефти крупнейшей в этой отрасли компании Казахстана - «Тенгизшевройл» (ТШО). Этот нефтедобытчик сократил производство на 6,5%, что заметно отразилось на положении всей отрасли в стране. «Тенгизшевройл» был вынужден дать старт капитальному ремонту технологических линий ввиду их изношенности.
Подобный спад добычи нефти в Казахстане уже наблюдался в 2012 году, и был обусловлен теми же причинами. Увеличение объемов добычи в 2013 году, казалось бы, явилось основанием для оптимистичного прогноза на текущий год, однако технологические проблемы объектов нефтедобычи не позволили продолжить рост нефтедобывающей отрасли. Вместе с тем, нельзя сказать, что в Казахстане этот сценарий не предвидели. Сегодня Астана расширяет сотрудничество с основными нефтяными игроками своего рынка – Россией и Китаем.
Участие Китая в рассматриваемой отрасли Казахстана довольно значительное и составляет более 25%. Только в 2013 году Казахстан поставил в «Поднебесную» 13 млн. тонн нефти. Самыми значимыми проектами сторон можно считать построенный нефтепровод РК-КНР, который берет свое начало в Каспийском море, а также увеличение присутствия китайской стороны в проекте Кашаган. Это произошло после покупки китайской CNPC 8,33% доли «Казмунайгаз». Сумма сделки тогда составила $5 млрд. Однако несмотря на то, что Китай ведет целый ряд проектов в Казахстане (среди которых строительство НПЗ, и трубопроводов в КНР), такая масштабная доля «Поднебесной» в отрасли опасна. До критичной отметки в 30% участия осталось совсем немного. Стоит отметить, что аналогичная доля у компаний США.
В последнее время Казахстан развивает отношения и с другим крупнейшим партнером в нефтедобывающей отрасли – Россией. Помимо того, что страны реализуют совместные проекты по геологоразведке в северной части каспийского шельфа, у сторон есть перспективы расширения сотрудничества и на суше. Одним из наиболее значимых направлений сотрудничества Казахстана и России стал проект «Евразия», который предполагает бурение самой глубокой наземной скважины в мире. На сегодняшний день рекорд принадлежит Кольской скважине – 12 км. «Евразия» предполагает бурение на глубину 15 км. Казахстанские специалисты говорят, что с такими масштабами им пока не приходилось
сталкиваться, и проект можно назвать прорывом в отрасли. При этом особенно значимо то, что 70% месторождения находится на территории Казахстана, и объемы углеводородов смогут покрыть убыточный проект Кашагана. Несмотря на то, что реализация проекта рассчитана минимум на 10 лет, для Казахстана «Евразия» является стратегическим проектом, так как позволит минимизировать риски снижения добычи углеводородов, что наблюдается в этом году.
Таким образом, для того чтобы нефтедобывающая отрасль страны оставалась на плаву, несмотря на общемировые тенденции, Казахстану необходимы новые проекты. Поскольку Россия активно инвестирует в геологоразведку РК, ставку можно сделать именно на северного соседа. При этом необходимо с осторожностью относиться к наращиванию присутствия в отрасли Китая и США. Увеличение доли этих стран в нефтедобыче Казахстана, обернется полной зависимостью экономики РК, которая по своей сути является сырьевой.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»