
Современная геополитическая обстановка до сих пор остается с каких-то сторон труднообъяснимой. Возникший украинский кризис пошатнул сложившийся миропорядок и вывел на поверхность реальные внешнеполитические ценности экс-монополистов мировой арены. В этой связи, интервью Главы Министерства иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова прошедшее в рамках специального проекта ИТАР-ТАСС «Первые лица» вносит необходимую ясность и логичное обоснование происходящим на геополитическом пространстве событиям.
Большая часть интервью была посвящена украинскому кризису и действиям, осуществляемым Россией и Западом. С. Лавров помимо всего прочего, провел параллели с подобными украинской ситуациями на Ближнем Востоке. В частности, он затронул ливийскую революцию, где изначально одно из самых благополучных государств региона, жестоким образом теперь поделено на «полуфеодальные княжества» под руководством террористов. И теперь Запад, общепризнанный эскалатор подобных конфликтов, не знает что делать. В то же время, глава МИДа отмечает, что его французский коллега публично признался в поставках вооружения ливийской оппозиции, которая впоследствии закономерно распространилась и в Мали – «C'est la vie», как ответил на недоумение французский дипломат.
Также немаловажным является констатация еще одного доказательства приверженности американской внешней политики к двойным стандартам. Речь идет о сирийском конфликте, когда от РФ исходил четкий призыв поддержать законное сирийское правительство в его борьбе с боевиками. Однако, западные представители призвали российскую сторону «не нагнетать», что привело к появлению новой группировки «Исламское государство Ирака и Леванта». В очередной раз Москва призывала сразу квалифицировать ее как террористическую, с последующим включением в соответствующие списки Организации объединенных наций. Однако, возражающим США для того, чтобы услышать вполне логичные и своевременные призывы, понадобилось дождаться публичной казни журналиста-гражданина США. Что мы имеем теперь? Те террористические силы, которые захватили уже треть Ирака подвергаются бомбардировкам ВВС США, а те, что «бузят» в Сирии остаются не тронутыми, так как Вашингтону выгодно свержение Асада – в этом, по мнению С. Лаврова и состоит «логика двойных стандартов».

Любопытно, что глава российского МИДа отметил скрытую поддержку со стороны представителей некоторых государств, объявивших России санкции. Как правило, проявляется она во время различных международных форумов, когда в большинстве своем западные коллеги Лаврова отводят его «в сторонку» и стеснительно просят «войти в положение»: «… Мол, мы не хотим, но заставляют. Консенсус, солидарность…» - резюмировал российский представитель.
Кроме этого, Лавров отметил, что многим необходимо свыкнуться с мыслью о кончине монополярного мира. На мировой арене возникают новые центры силы, в первую очередь, финансового характера. А там где финансы, там и политика и политическое влияние. В этой связи возникает необходимость в новом типе интеграционных объединений, отличительной чертой которых будет гибкость, проявляемая в первостепенном соблюдении интересов всех участников. Многогранность и многовекторность современного мироустройства не делает даже возможным «выкручивать руки и шантажировать кого-то». Примерами служат такие региональные интеграционные объединения, как Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), создаваемый Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Таможенный союз (ТС) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
Во всех случаях государства-участники обладают схожими целями во внешней и внутренней политиках, схожими взглядами на происходящие геополитические процессы и в принципе «являются единомышленниками по принципиальным вопросам мироустройства». Однако, это не означает всеобщую подчиненность, к примеру, России. Охарактеризованный Западом как «империалистичный» характер внешней политики Москвы связан с тем, что союзные государства не сразу решаются поддерживать позиции РФ. Но происходит это из-за того, что Кремль первым высказывает независимую от западных сил точку зрения и демонстрирует позицию, направленную на соблюдение международных норм, в то время как меньшие по территориальному признаку и уровням экономик государства вышеозначенных объединений не могут настолько резко отстаивать свою точку зрения. Убедившись же в объективности своих взглядов на фоне российских заявлений, правительства союзных стран демонстрируют свое виденье ситуации – это и есть адекватная форма любого типа объединений, когда не существует единоличного лидера, но есть «титанообразный таран» общих интересов.
Арслан Буранбаев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»