
Ровно тринадцать лет назад, 11 сентября 2001 г., боевики-смертники захватили четыре пассажирских самолета и направили их на башни Всемирного торгового центра в Ньй-Йорке и здание Пентагона в Вашингтоне. В результате теракта погибли почти 3 тысячи человек.
Сразу же после этого США инициировали ввод своих войск в Афганистан и Ирак. С тех пор прошло 13 лет, чего же добились Соединенные Штаты? Трагедия в Ньй-Йорке и Вашингтоне показала, что США также не застрахованы от вполне реальных угроз своей безопасности. С точки зрения классической геополитики США могли себе позволить вести себя агрессивней других в Евразии, так как от этого нестабильного материка их отделяют Атлантический и Тихий океаны.

Однако события 11 сентября показали, что это уже не так. В ответ США еще интенсивней закрутили маховик насилия…
Внешняя политика США стала только агрессивней и жестче. Причем, обычно демократы считались менее склонными к агрессии (сравните республиканца Д. Буша и демократа Б. Клинтон), однако политика демократа Б. Обама оказалась такой же агрессивной и еще более топорной, чем республиканца Дж. Буша-мл. И тот и другой вошли в историю как эпигоны войны и разрушения.
В афганской и иракской кампаниях США потеряли убитыми около 7 тысяч человек, американским налогоплательщикам расходы на военные действия обошлись в сумму, приближающуюся к одному триллиону $.
При этом цели кампании не достигнуты ни в Ираке, ни в Афганистане. По-сути, США добились лишь смещения авторитарного (Ирак) и теократического (Афганистан) режимов, вместо которых пришли аморфные и слабые политические силы, не способных стабилизировать ситуацию в стране. Добавив сюда попытку переворота в Сирии, получается, что именно США под эгидой борьбы с терроризмом раздувают новые и новые конфликты, чреватые серьезными геополитическими последствиями для всей Евразии.
Вчера Президент США Барак Обама в обращении к американцам рассказал о том, как Вашингтон будет реализовывать полномасштабную стратегию по ослаблению и уничтожению Исламского Государства Ирака и Леванта. Уже ни у кого не вызывает сомнений, в том что США провалятся и на этот раз, проблема лишь в том, что в мире пока никто не может ограничить их эпигонские замыслы.
Отсюда напрашивается вывод – мир будет более стабильным, если США будут меньше вмешиваться в дела государств Евразии. Есть ли для этого предпосылки, сказать трудно. Однако инерционный сценарий развития события это практически исключает.
США как империи для консолидации нации необходимо постоянно формировать и поддерживать образ Врага. Это могут быть исламисты,
Россия или Китай. Но этот образ нужно постоянно транслировать и воспроизводить через СМИ, массовую культуру и выступления публичных деятелей.
В то же время, США – это не монолитный актор. Внутри США также действуют разные силы, лоббирующие тот, или иной курс развития. В частности, очень сильными лоббистскими возможностями обладают корпорации, специализирующиеся на производстве и продаже оружия. С другой стороны, в стране много здравомыслящих людей, настроенных пацифистски. Многие американские бизнес-корпорации испытывают значительные издержки от введенных санкций против России, однако у идеологов мирового гегемона, заседающих ныне в Вашингтоне, похоже, мнения налогоплательщиков не является определяющим.
Именно по их инициативе США пытаются именно через силу и насилие сохранить по сути уже разрушившуюся конфигурацию однополярного мира. Причем происходит это не только экономическими, а политическими и военными средствами.
Впрочем, в средне- и долгосрочной перспективе усиливающееся влияние России и Китая может позволить если не нейтрализовать, то снизить значение американского фактора, например, в Центральной Азии.
Государства этого региона по-разному относятся к военному и экономическому сотрудничеству с США, но совершенно очевидно, что влияние Вашингтона в этом регионе уменьшается. Таким образом, на Россию и Китай ложиться дополнительное бремя ответственности за стабильность Центральной Азии.
В угоду геополитическому противоборству Вашингтон, который верховодит в НАТО, не желает сотрудничать с ОДКБ и не рассматривает в качестве реального формат усиления синергии в секторе коллективной безопасности с ШОС. Такая обособленная позиция недвусмысленно свидетельствует о том, что для США стабильность Евразии – не самоцель, а лишь благоподобный ориентир, к достижению которого торопиться не следует.

Снижение геополитической значимости Центральной Азии для США сопровождается повышенным вниманием к Азиатско-Тихоокеанскому региону. В ближайшие 20-30 лет США направит свои мощности на ослабление Китая. Сейчас же для США важнее всего ослабить Россию, попытаться снизить ее ВВП, хотя бы на 1 %.
В этой ситуации у России, Китая и множества других государств остается проект повышения авторитета ООН, в рамках которой должны решаться все вопросы мироустройства. Пока же США до сих пор не отчитались по итогам завершающейся операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане.
Нестабильная ситуация в мире свидетельствуют, что никто не застрахован от терактов и военных конфликтов, аналогичных тем, что уже произошли в первые четырнадцать лет XXI в. Еще древнегреческий мыслитель Гераклит утверждал, что война и конфликт – это источник развития. Однако мир устал развиваться таким образом, жить под угрозой новой мировой войны. Хватит ли терпения у эпигонов войны сдержать свои деструктивные аффекты, вот, пожалуй, ключевой вопрос, ответ на который определит не только будущие геополитические конфигурации, но и судьбу человечества в ХХI в.
Дмитрий Михайличенко - ЦГИ «Берлек-Единство»