В конце августа 2014 г. в Алматы на заседании общественного фонда «Мир Евразии» эксперты подняли интересную тему: брендирование Евразийского экономического союза.
В этой, несомненно, актуальной теме больше вопросов, чем ответов, поэтому нужно не только ее поднимать, но и прорабатывать. В современном информационном обществе экономика и материальные блага крайне зависимы от символического измерения, от тех ассоциаций, которые вызывает их потребление. Например, немецкие автомобили ассоциируются со стандартом качества, а китайские товары с дешевизной и доступностью.
Эксперты отметили, что субъекты евразийской интеграции начали заниматься проблемой брендирования заранее. Как заметил, алматинский эксперт А. Морозов, в интеграционных процессах также работает логика: «если вы не будете заниматься, конкуренты займутся вашим брендом».
Итак, брендирование евразийской интеграции, несомненно, необходимо. Однако должно ли это касаться только лишь товаров массового потребления? Может быть речь должна идти о выработке единого бренда для стран-участниц Евразийского экономического союза, который даст гражданам ощущение сопричастности к евразийской идентичности, причем при сохранении идентичности суверенных государств.
Представляется, что бренд Евразийского союза, разработанный московским ученым Ю. Кофнером, может размещаться в качестве логотипа на презентации культурных и социально-значимых мероприятий, проводимых под эгидой стран-участниц евразийской интеграции.
Что же касается брендирования товаров, то здесь много нерешенных вопросов. Непонятно для кого будет осуществляться брендирование, для внутреннего и/или внешнего потребления? Если, к примеру, страны-участницы ЕАЭС согласятся маркировать произведенную продукцию надписью «Сделано в ЕАЭС», даст ли это ожидаемый эффект?
К сожалению, возможен и обратный вариант, когда евразийский бренд будет использоваться на Западе для обвинения в том, что Россия хочет возврата к Советскому Союзу. В постмайданных условиях ожидать этого приходится.
К тому же, производители из Казахстана далеко не всегда хотят убирать наименование «Произведено в Казахстане» со своей продукции. Тот же казахстанский коньяк или шоколад известен именно как произведенный в этой республике. Нет ничего плохого, если такого рода продукция будет поступать на рынки стран ЕАЭС под этой вывеской.
И, тем не менее, эксперты в Алматы пришли к выводу, что все же единый бренд нужен. Бренд должен символизировать качества товара и обеспечивать его узнаваемость.
Из той многочисленной линейки продукции, которая выпускается в странах-участницах ЕАЭС товаров нуждающихся в такой маркировке пока не много. Успешные корпорации и коммерческие организации (нефтегазовые, машиностроение, сельское хозяйство и т.д.) скорее всего не захотят вносить какие-то изменения в свою маркетинговую стратегию, а другие товары просто трудно брендировать.
Поэтому, скорее всего, в евразийском брендировании будут заинтересованы те субъекты экономической активности, которые изначально будут ставить цель – выход на общеевразийские рынки. Чем больше будет появляться таких организаций, тем актуальней станет задача формирования единого евразийского бренда.
И только после формирования единого экономического рынка внутри стран-участниц Евразийского экономического союза можно будет говорить о грамотном внешнем позиционировании маркировки «Сделано в ЕАЭС». Кстати, ключевые драйверы европейской интеграции (Франция и Германия), в свою время отказались от брендирования своей продукции под лейблом «Made in EU», так как посчитали, что формулировки «Made in France» и «Made in Germany», лучше обеспечивают реализацию эффективной маркетинговой стратегии.
Исходя из этой логики, можно прогнозировать, что в евразийском брендировании больше будут заинтересованы такие страны как Кыргызстан и Армения.
Брендирование евразийской интеграции – это, неотъемлемый элемент экономики современного общества. Разрабатывать и продвигать его, несомненно, необходимо. Однако, похоже, на данном этапе развития интеграции евразийский бренд, кстати официально не утвержденный, можно использовать в качестве дополнительного, а не основного. Наиболее приемлемой представляется компромиссный вариант «Сделано в Казахстане» и сверху значок ЕАЭС. Представляется, что в течение следующих 5-10 лет реализация этого варианта позволит оценить перспективы более жесткого и обязательного брендирования.
В дальнейшем, страны должны будут самостоятельно решить какой вариант продвижения продукции наиболее приемлемый. Пока же необходимо сконцентрироваться на стандартизации продукции, формировании единых фитосанитарных и других норм, но не только на уровне законодательства (это все уже есть), но и на уровне исполнения этих решений.
Проблема единого евразийского бренда – это важный параметр гуманитарной проблематики евразийской интеграции. И укреплять этот параметр нужно не только экономическими мерами. Культурное сотрудничество, образование, рекреация единого культурного пространства – вот те слагаемые, которые позволят сформировать эффективный бренд евразийской интеграции и вызывать у граждан соответствующие ассоциации.
Дмитрий Михайличенко -ЦГИ "Берлек-Единство"