
Новостным трендом в Кыргызстане остается вступление страны в Таможенный союз. Кажется, официальные лица смогли убедить общественность в том, что интеграция необходима для дальнейшего экономического роста государства, и дискуссии по поводу самой необходимости интеграции поутихли. Однако некоторые эксперты задаются вопросом, так ли нужен Кыргызстан странам Таможенного союза?
Площадь Кыргызской Республики составляет 200 тыс. км/кв. Наиболее протяженные границы с Казахстаном и с Китаем, чем и была вызвана высока доля реэкспорта китайских товаров в экономике КР. Население страны составляет 5,6 млн. человек, которые скоро присоединятся к 170-миллионному рынку государств Таможенного союза. Темп роста экономики Кыргызстана варьируется от 0 до 7%. В 2014 году эксперты предрекают рост в 7-8%, хотя еще в 2012 темпы роста были отрицательные. Размер номинального ВВП в 2013 году достиг 7,2 млрд. долларов. Для сравнения, в Казахстане номинальный ВВП в 2013 году составил 224,9 млрд. долларов, в Белоруссии – 692 млрд. долларов, и в России – 2,1 трлн. долларов. Таким образом, экономика Казахстана превышает кыргызскую в 32 раза, а экономика России и вовсе в 300 раз больше. Так для чего Казахстану, России и Белоруссии сравнительно небольшой Кыргызстан?

В структуре ВВП Кыргызстана наибольший вклад в развитие экономики страны вносит отрасль промышленности. Ее доля в ВВП составляет 16,5%, и ровно половина из этой сферы приходится на месторождение «Кумтор». Поскольку основная доля промышленности приходится на горнодобывающую отрасль, следует полагать, что сырье, добываемое на месторождениях не будет поступать на рынок Таможенного союза. Это связано с тем, что таможенные пошлины, которые в перспективе будут отменены не позволят отрасли быть доходной. Значит, промышленность Кыргызстана не станет козырем страны в ТС.
Основной отраслью Кыргызстана в ТС и ЕАЭС должно стать сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс занимает второе место в структуре ВВП страны. Вместе с тем, Казахстан и Белоруссия также развивают сельскохозяйственные отрасли, но Кыргызстану в этом союзе остается место. На это влияет политическая ситуация вокруг санкций против России. Поскольку российские потребители вынуждены отказаться от европейской и американской продукции сельскохозяйственной отрасли, высвобождается огромная ниша, которую могут занять кыргызские аграрии. Стоит отметить, что на освободившееся место метит и Казахстан, однако сельскохозяйственная продукция двух стран не идентична. Если Казахстан делает упор на зерновые культуры, то Кыргызстан уже сегодня славится мясомолочной продукцией. К тому же, кыргызские продукты являются экологически чистыми, а значит без труда выдержат жесткую сертификацию и технический регламент ТС. Российским рынкам эта продукция будет необходима, так как позволит минимизировать убытки от введённых против страны санкций, которые теперь никак не отразятся на потребительской корзине населения. В свою очередь производители Казахстана, ориентированные на Таможенный союз, также расширят рынок, так как избыток зерновых культур можно будет экспортировать в Кыргызстан, который от дешевого сырья вряд ли откажется.

Другой нишей в Таможенном союзе для Кыргызстана станет легкая промышленность. Сегодня Правительство страны активно принимает необходимые меры для развития текстильной промышленности. В Кыргызстане функционирует программа поддержки швейной промышленности до 2015 года, которая способствует ориентации экспорта продукта на общий рынок Таможенного союза. Сейчас текстильная промышленность занимает 30% в общей структуре промышленного производства. После того как откроются беспошлинные рынки ТС, логично, что доля будет увеличиваться.
Таким образом, некорректно заявлять, что Кыргызстан Таможенному союзу не нужен. Пусть кыргызская экономика в сравнении с российской и казахстанской мала, но промышленность и сельское хозяйства Кыргызстана могут поставлять на общий рынок именно те товары, которых там не хватает. Для России, Казахстана и Белоруссии это будет означать еще и расширение общего рынка. Все-таки 5 млн. человек населения Кыргызстана – это тоже потенциальные покупатели.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»