18 июня 2014 г. Аккорда объявила, что 201 человек стали обладателями международной стипендии «Болашак». Заседание республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом прошло под председательством государственного секретаря Республики Казахстан Адильбека Джаксыбекова.
Чуть ранее был изменен список вузов и зарубежных организаций, рекомендованных для обучения и прохождения языковых курсов. В 2014 г. список дополнен 17 университетами, а 8 были исключены.
Программа «Болашак» ориентирует перспективную казахстанскую молодежь на получение, прежде всего, западного образования. В списке рекомендованных вузов представлены 23 страны и 209 вузов. Наибольшее представительство вузов у США – 50, Великобритании – 34, а у России 21 вуз.
В последнее время наблюдается тенденция к сокращению участников программы, выбирающих российское образование. Впрочем, этому есть вполне логичное объяснение. Все казахстанские выпускники имеют право поступать на бюджет в российские вузы. Вследствие развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве вузы Российской Федерации стали гораздо более доступными для казахстанских выпускников и, зачастую, у них нет необходимости проходить сложное сито отбора программы «Болашак» для того, чтобы стать студентом российского вуза. Набирающее обороты сотрудничество российских и казахстанских вузов в формате сетевого университета ШОС (УШОС) также делает российское образования доступнее для казахстанской молодежи.
Тем не менее, стратегически Россия заинтересована в том, чтобы как можно больше участников программы выбирала в качестве места обучения такие вузы как МГИМО, «Высшая школа экономики» и МГУ. Выпускники программы «Болашак» обязаны после окончания зарубежных вузов вернуться и работать в Казахстане. По-сути – это прообраз новых бизнес и политических элит Казахстана. Часть из них в соответствии с политикой многовекторности Н. Назарбаева ориентируется на Россию. Неслучайно ассоциация выпускников программы «Болашак» в конце мая поддержала интеграционные процессы Евразии, отметив, что приоритетными для Казахстана станут вопросы реализации своего транзитного потенциала, развития агропромышленного комплекса и автомобилестроения.
В целом же «Болашак» можно охарактеризовать как институционализированный социальный лифт, доказавший в процессах формирования казахских элит свою эффективность. Для сравнения, в соседнем Кыргызстане только пытаются выстроить такой лифт («проект 500 элит»), однако этому явно мешает нехватка бюджетных средств.
Тем не менее, если и дальше реализации программы «Болашак» будет все отчетливее ориентироваться на Запад, Россия рискует получить через 10-
20 лет менее доброжелательно настроенные элиты Казахстана. Для Запада же «Болашак», похоже, все больше становиться инструментом soft power.