
Сегодня предприятия горно-металлургического комплекса Казахстана опережают своих конкурентов среди стран СНГ по многим показателям. Продукция горной промышленности в общей структуре промышленного производства государства составляет 18%, а в самой сфере занято свыше 300 тыс. человек. К 2013 году экспорт продукции увеличился до 13,5 млрд. тенге. Несмотря на положительную динамику роста, в горно-металлургической отрасли Казахстана могут возникнуть проблемы, и, прежде всего, из-за роста общемировых цен на металлы. Руководство страны также осознает, что металлургия нуждается в модернизации, а отсутствие наукоемких технологий и инвестиций в НИОКР является второй проблемой горно-металлургического комплекса Казахстана.
На V Международном горно-металлургическом конгрессе «Astana mining metallurgy», который проходит в Астане, Карим Масимов сообщил, что в Казахстане утвержден план развития горной металлургии до 2018 года. Среди обозначенных мер поддержки первостепенное значение имеет привлечение инвестиций в горно-металлургическую промышленность страны. Заместитель министра индустрии и новых технологий Казахстана Альберт Рау отметил, что согласно поручению Президента, в горно-металлургическом комплексе планируется реализовать 31 инвестиционный проект на общую сумму более 70 млрд. долларов. Министр отметил, что финансирование будет направлено на обеспечение промышленников необходимым сырьем, на геологоразведку и на разработку новых месторождений («Казахмыс», «Казцинк»). Кроме того, сейчас ведется работа над новым кодексом о недрах, в котором будут закреплены основные гарантии для инвесторов.

Если инвестиции в добывающую и перерабатывающую составляющие горно-металлургического комплекса Казахстан может привлечь без особых проблем, используя внутренние административные ресурсы, то возможность привлечения финансовых средств в НИОКР сомнительна, а именно это ставил в приоритет Нурсултан Назарбаев. Проблема металлургии Казахстана не только в росте мировых цен, но и в отсутствии глубины переработки сырья (которое постепенно заканчивается). Сопутствующие добыче руд материалы, среди которых платина, золото, палладий, не идут на переработку, а отправляются в отходы производства. В случае модернизации, внедрения наукоемких технологий в производство для увеличения глубины переработки сырья и извлечения сопутствующих материалов, доходность можно увеличить на 40-50%.
Инновации, особенно в сфере тяжелой промышленности, не могут появиться моментально. В плане внедрения НИОКР на современном этапе Казахстану могут помочь государства ЕАЭС. Уже сейчас казахстанские студенты проходят стажировку в белорусских и российских университетах, среди которых Институт проблем комплексного освоения недр РАН. Сейчас уже существуют несколько программ обмена студентов союзных государств, и думается, что в интересах Казахстана эти программы расширять. Учитывая, что каждое месторождение в стране имеет собственную уникальную химическую структуру, высококвалифицированные специалисты, которых к тому же не надо обучать языку или особенностям породы, могут прийти именно из стран Евразийского экономического союза. Кроме того, не стоит забывать, что львиная доля произведенной в Казахстане горно-металлургической продукции направлена на рынки ЕАЭС, и она пользуется хорошим спросом, а значит при увеличении объемов производства продукцию можно будет реализовывать по тому же маршруту.