
Без сомнения можно утверждать, что события в Украине сплотили российское общество. В стране наблюдается подъем патриотизма, национального самосознания, при чем не только в среде этнических русских, а среди всех россиян. Крым, как и Россия – это многонациональное образование, и его присоединение позитивно восприняли, например, в Башкортостане и Татарстане. Те, преференции, которые Москва предоставляет крымским татарам, позитивно воспринимаются и элитами субъектов Российской Федерации с преобладающим тюркоязычным населением, так как это выступает свидетельством о верности выбранного Москвой курса на сохранение культурного плюрализма.
Как показывают данные ВЦИОМ, Левада-центр и др. около 90 % населения страны поддерживают вхождение Крыма в состав России. Явных противников вхождения Крыма в состав России нет, но есть часть населения, которая опасается дальнейшей эскалации конфликта.

Среди политиков также почти все поддерживают вхождение Крыма в состав России. В условиях необычно высокой, обладающей мобилизирующим потенциалом поддержки населения, любые заявления против вхождения Крыма в состав России, неизменно привели бы к потере политического капитала акторами этого поля.
Единственное исключение – А. Навальный и либеральномыслящие элиты (И. Прохорова. Г. Явлинский, Б. Немцов) пытающиеся собрать разрозненную, группу людей под условным названием «средний класс». А. Навальный попытался обыграть муссируемую Западом идеологему о скором распаде России, «механически» присоединив к ней фактор Крыма. Думается, Навальный несколько переборщил с заверениями в верности Западу, заявив, что вхождение Крыма в состав России может привести к экономическому кризису и, даже, выходу ряда субъектов из состава федерации. В этом плане позицию А. Навального следует воспринимать не иначе как фигуру речи, информационный повод для западных СМИ лишний раз поговорить о распаде России.

В Центральной Азии аналогичные заявления любят делать такие акторы как Айдос Сарым и Равшан Жээнбеков, которые, впрочем, не утруждают себя углубленным изучением внутриполитических реалиях Российской Федерации, предпочитая транслировать заготовленные заранее примитивные идеологемы.
Постмайданная Украина и Россия по-прежнему связаны экономически, и культурно, однако охлаждения отношений, конечно же, избежать не получится. Впрочем, представляется, что этот период продлится меньше, чем аналогичный этап российско-грузинских отношений. Многое будет зависеть от позиции нового президента Украины. Фаворит в этой гонке – Ю. Тимошенко. Вполне возможно, что украинцы быстро не получат нового президента, так как в этом вопросе наблюдается своеобразный раскол между Брюсселем и Вашингтоном, который поддерживает Яценюка. Так что перенос выборов на более поздний срок возможен. При всей антироссийской риторике фигура Тимошенко больше устраивает Кремль, так как она умеет договариваться.
Восприятие большинством населения санкций со стороны Запада полностью вписывается в тот информационный фон, который транслируется в российском обществе СМИ. В этом плане, любые информационные поводы о возможных санкциях Запада в отношении России, даже самые малозначительные и смехотвторные (такие, например, как прекращение военного сотрудничества Канады с Россией), работают на консолидацию российского общества и поэтому с удовольствием подхватываются официальными СМИ. Исходя из этого, санкции воспринимаются скорее не как оправданные, а как логичные. Тем более, что санкции носят персональный характер и касаются олигархов, отношение к которым в России негативное.
Что же касается экономических санкций, то большинство населения не верит в их осуществимость. Однако если же все-таки это произойдет, положение населения в России, особенно среднего класса ухудшится. В то же время, конфликт России и Украины по поводу Крыма обнажил важную проблему российской экономики. Недопустимой является ситуация, когда элементарная оплата кредитной карточкой, скажем, продуктов питания осуществляется через платежные системы США. Угрожая санкциями России, Запад лишь показал одну из слабостей экономики, которая сейчас будет устранена путем создания национальной платежной системы.

В России всегда были сильны позиции этатизма и патернализма. В этом плане, конечно же, большинство населения России воспринимают воссоединение Крыма как восстановление исторической справедливости. Сейчас у России есть национальный лидер, В. Путин, продемонстрировавший всем, что является одним из самых авторитетных политиков в мире. В России с нескрываемой радостью наблюдают за тем, как В. Путин переигрывает Б. Обаму, заставляет последнего нервничать и гневаться.
Однако, безусловно, необходимо задуматься о последствиях такой политики. Для перспектив евразийской интеграции было бы лучше вхождение всей Украины в Таможенный Союз, однако этого достичь не удалось. В то же время, основной мотив воссоединения России и Крыма в глазах россиян – восстановление исторической справедливости. В России в отличии от стран Запада хорошо помнят, каким образом Крым вошел в состав Украинской ССР.