
Недавние экспертные прогнозы, касающиеся отказа транспортировки Азербайджанской нефти госкомпании SOCAR по трубопроводу Баку-Новороссийск не оправдались. В феврале был заключен новый контракт между «Транснефтью» и SOCAR, и транзит был восстановлен на новых условиях. Нельзя сказать, что российская сторона выиграла от нового контракта, однако, решив уступить требованиям Азербайджана, по крайней мере не проиграла. Согласно новому соглашению ставка транспортировки нефти будет составлять 453,95 руб./т., когда прошлый контракт заключался в долларовой ставке в размере 15,67 долл./т. (около 570 рублей за тонну по нынешнему курсу). Стоит отметить, что «Транснефть» пошла на вынужденные уступки, так как государственная монополия рассчитывала увеличить доли казахстанской, туркменской и поволжской нефти в трубопроводе, однако Казахстан отказался увеличивать объемы транзита. Азербайджан же в свою очередь заявил, что нефть, транспортируемаяпо трубопроводу Баку-Новороссийск, должна быть перенаправлена на нефтепровод БТД(Баку-Тбилиси-Джейхан). Тем не менее контракт с «Транснефтью» был заключен, и российская сторона теперь будет заполнять недостающий объем транзита туркменской нефтью.
Казахстан сегодня также стремится переориентировать транспортировку нефти на трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Вот уже много лет Астаной вынашивается идея транспортировки нефти через Транскаспийский трубопровод. В этом проекте Казахстан делает ставку на месторождение Кашаган. Но несмотря на то, что Кашаган начал функционировать 11 сентября 2013 года, добыча нефти прекращалась уже несколько раз. Причины тому в неполадках с оборудованием и высокой энергозатратностью добычи нефти данного месторождения. В январе добыча было возобновлена, но заявленный план нефтепромысла кажется пока неисполнимым. При запуске проекта, в 2014 году в планах было добыть 8 млн т. нефти месторождения, но в плановых сводках Казахстана на 2014 год объем составляет всего 2 млн т. Нефти Кашагана. Иными словами, Астана сейчас стремится диверсифицировать маршруты транспортировки нефти в пользу Запада, однако не располагает для этого достаточными ресурсами. По крайней мере это кажется невозможным, пока не используется весь потенциал Кашагана. А использовать этот потенциал представляется очень тяжело. Все дело в природе кашаганского месторождения, где нефть хорошего качества, но ее добыча затруднена геологическими особенностями.

В этой связи Астане, следует помнить о единственном реализованном совместном с РФ проекте транзита – Каспийском Трубопроводном Консорциуме (КТК), где основные акционеры представлены Россией и Казахстаном. В перспективе, которая кажется реальной, на рынок войдет и Китай, соединив тем самым крупнейшие нефтяные узлы Азии и создав крупную нефтепроводную сеть. В этом ракурсе экспорт на Восток может выглядеть привлекательнее, так как удовлетворяет интересам всех соседей.
Одновременно с этим, Азербайджан должен осознать, что основные центры потребления нефти сегодня преобразуются. Например, Китай уже несколько лет назад обогнал США в объеме импорта нефти стран Персидского залива, и объемы потребления нефти в Китае растут на 8-10% ежегодно. Конечно, ни Азербайджан, ни Казахстан, ни Россия не смогут выступать основными экспортерами обособленно. Однако объединив усилия в нефтяном транзите, весь каспийский регион мог бы занимать главные позиции в нефтегазовой сфере всего континента.