
В сентябре 2014 г. в Астрахани планируется проведения саммита глав пяти прикаспийских государств. Несмотря на то, что повестка встречи окончательно не определена, можно полагать, что будут затрагиваться вопросы экологии и сохранения биоресурсов, экономики региона и транспортировки нефти, товаров и грузов. Думается, что отдельным пунктом обсуждения вынесут проект особой экономической зоны, создаваемой на базе Астрахани. Но, несмотря на все вопросы официальной повестки, это будет уже четвертый саммит, на котором главным вопросом (возможно негласным) будет стоять определение территориально-правового статуса Каспийского моря.
Практически у всех государств пятерки есть собственный взгляд на разграничение Каспийского моря. Действующий правовой режим основан на договорах между Ираном и СССР 1921 и 1940 гг., которые предусматривают свободу рыболовства и судоходства на всей территории Каспия за исключением десятимильных государственных зон. И если Туркменистан сохраняет нейтралитет, то Россия, Азербайджан и Казахстан длительное время придерживались возможности разделения морского дна согласно принципу серединной линии. Иран на данный момент выступает за деление моря по 20% частям акватории. Стоит напомнить, что Россия в 2011 году в лице вице-премьера Сергея Иванова выступила против раздела Каспия, «так как это потребует коренного пересмотра сложившегося за последние 70 лет хозяйственного использования этого водоема». В этой связи можно понять позицию каждого из государств, но прежде всего необходимо разобраться чем все же чревато размежевание.
На сегодняшний день, позиция России учитывает национальные интересы всех сторон и основывается на разделе не поверхностной площади, а шельфа по принципу так называемых национальных секторов. Россия выступает за определение границы территориальных вод в размере 12-24 миль и поддерживает идею «кондоминиума» остальной части акватории. «Мы искренне стремимся к тому, чтобы Каспийское море не разъединяло, а объединяло, связывало всех нас, и убеждены: пространство Каспия не должно быть сплошь покрыто государственными границами, секторами» - обозначил позицию России Владимир Путин.
Для Ирана Каспийское море является приоритетной геополитической целью, и именно Иран изначально выступал за принцип кондоминиума, так как размежевание затруднит промысел органических ресурсов. Однако, ввиду отсутствия поддержки остальных государств, впоследствии были выдвинуты другие предложения. Прекратить дебаты с соседями, согласившись на размежевание по принципу серединной линии,
Тегеран не может. В данном случае Ирану отойдет наименьшая частью акватории. Соответственно, государствубудет не выгоден любой путь деления Каспия.
Азербайджан на данный момент наращивает торговый оборот с Российской Федерацией (только за 2013 год рост составил 10,3%), и морские пути являются важнейшей составляющей товарооборота. В дополнение, после того как Российская Федерация воплотит в жизнь проект особой экономической зоны «Астрахань», в регион будут привлечены большие объемы инвестиции, что скажется на всей каспийской торговле и логистической инфраструктуре.

В этой связи кажется целесообразным предложение Казахстана «юридически закрепить право прикаспийских государств на свободный транзит через внутренние воды России транспортных средств к другим морям и Мировому океану», но вместе с этим требованием выставлены и другие. Так, например, руководство Казахстана выдвигало требования о возможности согласовании маршрутов трубопроводов только теми странами, по территории морского дна которых они могут проходить. Следует понимать, что любой трубопровод является мощнейшей транзитной магистралью, и его строительство (не говоря уже о технологическом обслуживании) грозит серьезными экологическими проблемами. Поскольку биоорганические ресурсы Каспийского моря неделимы, экологические сдвиги любой части непременно скажутся на всей акватории, и потому предложение весьма противоречиво. Подобные действия должны быть согласованы всей каспийской пятеркой.
В данной связи, можно предположить, что принцип кондоминиума является единственно верным решением определения правового статуса Каспия, так как удовлетворяет требованиям всех каспийских государств. Объединение усилий всей пятерки и отсутствие размежевания (границ эквивалентных наземным) будет способствовать рыбному промыслу, которым заняты огромные объемы населения берегов всех государств; позволит не допустить дальнейшее ухудшение экологической ситуации; упрочит торговые связи; будет служить дополнительным гарантом геополитической безопасности каспийских государств.