
Вполне возможно, что Верховная Рада Украины решится на такой популистский акт, как денонсация договора об Содружества независимых государств (СНГ). Сам по себе он обозначает еще одну линию разрыва с евразийской интеграцией и Россией. В этом же ряду стоит и поспешное стремление Запада подписать политическую часть соглашения с Украиной по Ассоциации с ЕС. В сложившейся конфигурации возможный выход Украины из СНГ, инициированный Верховной Радой, находящейся под дулом евромайданщиков – это не главное. Запад и Россия в ситуации с Украиной руководствуются диаметрально противоположным пониманием легитимного.
Впрочем, в Украине еще при В. Ющенко рассматривалась возможность выхода из СНГ, но тогда в Киеве не последовали примеру М. Саакашвили. В то же время, было бы неправильно утверждать, что Грузия особо ничего не потеряла, выйдя из СНГ. Например, торговый оборот со странами СНГ значительно уменьшился. Такой геополитический волюнтаризм негативно сказался, прежде всего, на торговых контактах и простых гражданах Грузии.
Для противостояния Россия – Запад за Украину возможная денонсация Киевом соглашения по СНГ – это тот малозначительный удар, который украинские националисты могут нанести по евразийской интеграции. Однако проблема в другом. СНГ в последнее время выполняло роль площадки для культурных контактов между бывшими государствами СССР, которые сейчас могут быть сокращены, так как в них не будет участвовать постмайданная Украина. Не хочется излишнего пафоса, но поистине трагично то, что Запад посредством таких фигур как Яценюк и Ярош вносит раскол между Россией и Украиной. Исторические последствия этих действий двум братским народам придется преодолевать долго.

В Казахстане эксперты и аналитики отмечают, что СНГ итак была нежизнеспособной организацией, а также напоминают, что и создавалась СНГ как инструмент «цивилизованного развода» постсоветских республик. Однако проблема в том, что сейчас эта организация сокращается под целенаправленным воздействием Запада. Безусловно, это крайне слабый, но все же удар, при чем не только по России, а по всей евразийской интеграции.
Широко известно, что ни элиты, ни общество республик Центральной Азии не хотели распада СССР. С тем, что этот вопрос был решен келейно, согласны все. Заявив, что выход Украины из СССР был не совсем законным, Путин просто выразил общественное мнение, однако сказанное не означает, что стоит рассматривать это обстоятельство как аргумент в геополитической борьбе.
В свою очередь, майданщикам важно постоянно подогревать интерес к Украине, вот и решается Яценюк на заявления об имущественных претензиях к России, так как выход Украины из состава СССР был проведен неправильно. Удивительно, но он, тем самым, только подтверждает, правда с других позиций, слова Путина.
А вот Запад заинтересован в распространении «страшилок» о том, что аргумент о «не совсем законном выходе Украины из СССР» может быть применен к любым другим республикам бывшего Союза. Объективно говоря, Россия заинтересована не в присоединении территорий, а в евразийской интеграции, экономике нужны рынки сбыта, нужно решать проблемы в секторе безопасности, а в ситуации с Украиной Запад сделал решительный шаг в сторону дестабилизации евразийского проекта, и Москва вынуждена была защищаться. Уже сейчас очевидно, что Путину и Лаврову придется много потрудиться, чтобы евразийская интеграция развивалась по намеченному плану, однако учитывая значительный рост авторитета обоих на международной арене, а также понимание сути ситуации такими авторитетными политиками Евразии как Н. Назарбаев, эта задача не является неразрешимой. Скорее всего, Москва сможет заручиться поддержкой Казахстана, Кыргызстана и, возможно, Таджикистана в случае эскалации конфликта между Западом и Россией.