-
4-10-2024, 14:43
-
4-10-2024, 14:42
-
3-10-2024, 11:09
-
3-10-2024, 11:05
-
3-10-2024, 11:03
Жить по средствам – единственный возможный рецепт стабильности государственных финансов. Поэтому следует исключить чрезмерные траты на задачи, не являющиеся по своей сути первоочередными и стратегическими. Об этом Касым-Жомарт Токаев заявил в ходе обращения к казахстанцам с Посланием. Глава государства поручил устранить дисбалансы между денежно-кредитной и фискальной политикой. По мнению Алексея Чекрыжова, эксперта Уфимского Центра геополитических исследований «Берлек-Единство», Президент К. Токаев в своём обращении отмечает один из главных недостатков финансовой системы страны в призме решения задач по устойчивому развитию экономики Казахстана.
Дело в том, что проблемы в этой сфере влияют и на инфляционные процессы, и на доходы госбюджета, и на реальный сектор экономики, о чём и высказался Глава государства. Дисбаланс денежно-кредитной и фискальной политики в современном Казахстане вызван недобором налоговых отчислений и последующей нагрузкой на Нацфонд с одной стороны, и трудностями фискального и кредитного бремени предпринимательской среды с другой. На этом пересечении формируются сложности для предпринимателей, а особенно для представителей малого и среднего бизнеса. Несмотря на то, что в Казахстане уже больше 10 лет ведется работа по либерализации экономики и поддержке МСБ, в условиях кризиса мировой экономики этих мер оказывается недостаточно. В результате, многие предприниматели уходят в теневой сектор, используют «серые» схемы работы, скрывают доходы, что автоматически влияет на бюджетирование и государственные расходы.
Всё это, конечно, не повод для пессимистических прогнозов развития казахстанской экономики, у которой есть хороший запас прочности, отметил российский эксперт. Скорее, векторы, которые намечает Касым-Жомарт Токаев в своём обращении, можно назвать естественным инструментарием для преодоления ряда трудностей – дисбаланса финансовой системы Казахстана. Что касается переориентирования субъектов теневой экономики в легальное «белое» поле – это тоже вполне закономерный и адекватный шаг при оздоровлении экономической системы страны или в условиях экономического кризиса, — резюмировал Алексей Чекрыжов.
Крупные реформы и применение единоразовых мер на этом поприще характерны для большинства государств мира. Иными словами, эта работа, конечно, нужна и, опять-таки, естественна. Более значимо то, какие инструменты при этом используются. В Казахстане, как мне кажется, избрали более «мягкий» и долгий путь. Но он же наиболее безопасный. При снижении доли теневого сектора важно не «задушить» предпринимателей новыми крамольными мерами, важно не создать новыебюрократические барьеры, а показать, что работать «в белую» удобнее и безопаснее. Здесь властям Республики Казахстан предстоит длительная работа по декриминализации капитала и всех аспектов предпринимательской деятельности. Более того, такие инициативы в Казахстане принимаются не в первый раз. О необходимости «амнистии капитала» говорят достаточно давно, но именно методичная и, в некотором смысле, монотонная работа по «обелению» бизнеса принесёт наибольшие дивиденды как государству, так и самим предпринимателям.
Высказал свою позицию эксперт Уфимского Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» и по вопросу проведения в Казахстане референдума по строительству АЭС.
Сама необходимость вынесения вопроса о строительстве АЭС на всенародное голосование действительно неоднозначна. И дело тут не в потенциальных расходах на референдум, не в сложностях его подготовки и прозрачности. Скорее, главная проблема кроется в обеспечении осведомленности населения о реальном воздействии атомной энергетики на окружающую среду и на ойкумену в целом.
По словам политолога, общемировой «экологический алармизм» превращается в серьёзную проблему. Не секрет, что в последнее время и среди казахстанцев распространяются самые разные страхи, связанные с использованием «мирного атома», заявил Алексей Чекрыжов.
На плечи общественников и энергетиков ложатся задачи по нивелированию нуклеофобии, которую чаще также называютрадиофобией. Радует, что в казахстанских СМИ сегодня нередко можно встретить публикации энергетиков и других специалистов, которые напоминают, что та же угольная электрогенерация обуславливает гораздо больший радиационный фон. В свою очередь власти Казахстана при аргументации важности возведения АЭС говорят об усиливающемся энергодефиците. Решение о строительстве атомной электростанции может быть принято через экспертное обоснование и общественные слушания, а может – через референдум. Но во втором случае разъяснительная и просветительская работа с населением становится архиважной. Насколько успешно Казахстан с этим справился покажут результаты голосования.
Что касается перспектив при создании атомной электростанции, для самого Казахстана они прозрачны и однозначно трактуются только позитивно, подчеркнул политолог. Ведь атомная электрогенерация является наиболее чистой и, в отличие от зависящих от погодных условий ВИЭ, стабильной.
Моё мнение однозначно – возведение АЭС в Казахстане является единственным способом обеспечить энергетическую безопасность, а также сформировать благоприятную среду энергопотребления для промышленности и всего населения страны. А вот влияние этого проекта на взаимодействие Астаны с зарубежными партнёрами зависит от выбора подрядчика (в случае позитивного исхода референдума). Я считаю, что единственно оптимальный вариант сотрудничества предлагается только «Росатомом». Именно российская компания сегодня является мировым лидером в строительстве объектов атомной энергетики. Кроме того, «Росатом» предлагает Казахстану создание собственной школы ядерной физики, что само по себе уникально.
Здесь Республика Казахстан могла приобрести и полный цикл разработки и использования ядерного топлива, и редчайшие компетенции своих же учёных, и, конечно, саму энергию, — резюмировал эксперт.
Однако апологеты «культуры отмены всего российского» продвигают политические нарративы, очерняя устоявшееся энергетическое сотрудничество Казахстана и России. Можно с полной уверенностью говорить о том, что эта деструктивная деятельность будет продолжена и усилена. Здесь можно только пожелать казахстанцам оставаться прагматичными и рассудительными, не поддаваться на провокативные вбросы о «нарастающей зависимости от России». То, что на Западе называют «зависимостью», на деле оказывается синергией и сотрудничеством, — завершил свою мысль Алексей Чекрыжов.