-
Сегодня, 14:23
-
Сегодня, 14:22
-
Вчера, 11:23
Россия и Узбекистан планируют довести совместный товарооборот до $30 млрд. Это решение стало одним из главных итогов визита Владимира Путина в Ташкент, который завершился 27 мая. Кроме того, стороны договорились сотрудничать не только в строительстве АЭС большой мощности, но и малой. Москва планирует нарастить поставки газа в Узбекистан через территорию Казахстана. Также в среднеазиатской республике появятся дополнительные филиалы российских вузов. Как Запад осложняет двустороннее сотрудничество Москвы и Ташкента и за счет чего ему удается сохранять рабочие отношения с РФ — в материале «Известий».
Зачем Путин полетел в Узбекистан
Владимир Путин после инаугурации отправился в третью зарубежную поездку. И если посещение Китая и Белоруссии у международных наблюдателей не вызывало никаких вопросов, то визит в Ташкент стал для многих неожиданностью. Эту республику, несмотря на прочные связи с Москвой, не всегда относят к основным партнерам в регионе, учитывая тот факт, что страна не входит в ЕАЭС, а ранее она даже вышла из ОДКБ.
Хотя стоит отметить, что между Россией и Узбекистаном действуют два важных документа, которые создают прочную базу для диалога. Это договор о стратегическом партнерстве и соглашение о союзничестве. Кроме того, потенциал Узбекистана несопоставим, например, с возможностями Киргизии. После Казахстана экономика Узбекистана считается наиболее крупной среди пятерки стран Центральной Азии. При этом она растет очень быстрыми темпами.
Тот факт, что Узбекистан стал первой страной в регионе, куда прибыл глава РФ, возлагал на принимающую сторону дополнительную ответственность. Но Ташкент, который за последние годы превратился в настоящий мегаполис, с этим вызовом справился. Путин прибыл в столичный аэропорт 26 мая, где его лично встретил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Дружеские объятия лидеров у трапа самолета, а затем совместная поездка на одной машине в парк «Новый Узбекистан», где расположен монумент независимости, сразу дали понять, в какой атмосфере будет проходить госвизит. И примечательно, что завершили его лидеры на следующий день тоже культурной программой — они посетили мемориальный комплекс «Парк Победы».
Находясь в столице, было сложно не заметить повсюду развешанные российские флаги и стоящие у дороги баннеры, которые приветствовали президента РФ в стране. Город на первый взгляд казался идеально чистым и ухоженным, в какой-то степени напоминая соседний Ашхабад — с несколькими отличиями — местные власти здесь, по всей видимости, не испытывают столь сильное пристрастие к белому цвету, а на улицах в вечерние часы можно встретить местных жителей (почти никто не ходит в национальной одежде).
При этом в Ташкенте, как и в Ашхабаде, относительно редко слышно русскую речь. Для многих местных русский язык, по сути, превратился в обычный иностранный, на котором им сложно изъясняться. Стоит отметить, что русский не имеет какого-либо официального статуса в стране. С другой стороны, в республике находятся 14 филиалов российских вузов, а в рамках визита стороны договорились об открытии еще двух представительств — МГТУ им. Н.Э. Баумана и ВАВТ.
Первые яркие впечатления от города, однако, постепенно гаснут после более тщательного знакомства с ним. В подземных переходах, например, можно встретить маленьких детей, которые не в лучших условиях ждут родителей, торгующих неподалеку разными товарами. А в какой-то момент лимонад предлагает совсем юный «продавец», который, возможно, всего лишь на несколько минут заменил своих совершеннолетних коллег.
— Дети здесь традиционно помогают подобным образом родителям. Это не стоит воспринимать в качестве принудительного использования детского труда. Семьи тут большие, и трое детей — это считается мало. Если мама печет лепешки, то ребенок их действительно может продавать. Это такая семейная мануфактура, — рассказывает «Известиям» один из сопровождающих российской делегации.
Тем не менее именно из-за использования детского труда, особенно в сборе хлопка, власти республики ранее регулярно подвергались критике со стороны международных организаций. Эту проблему, согласно данным Международной организации труда, удалось побороть лишь в 2021 году.
Прогресс и сложности в отношениях с Ташкентом
Основная часть госвизита российского лидера проходила 27 мая в резиденции «Куксарой» («Зеленый дворец»), где в составе почетного караула были даже девушки. Оба лидера во время переговоров, которые прошли как в узком, там и в расширенном составе, подчеркивали, что отношения двух стран развиваются хорошими темпами.
По итогам президенты выпустили совместное заявление, в котором они обозначили основные направления дальнейшего сотрудничества. Кроме того, в Ташкенте был подписан целый ряд межправительственных, межрегиональных и коммерческих соглашений. В частности, согласован план по увеличению взаимной торговли, стороны договорились развивать кооперацию в сфере машиностроения и авиастроения.
Россия занимает традиционно лидирующие позиции среди экономических партнеров Узбекистана, ее доля в общем объеме внешней торговли республики составляет 15,5%. По этому показателю РФ уступает лишь КНР.
В последние годы Россия и Узбекистан фиксируют рост товарооборота. Сейчас он достиг почти $10 млрд. В I квартале 2024-го торговля дошла до отметки $2,4 млрд — это увеличение на примерно 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уточнил Владимир Путин.
Сейчас страны работают над тем, чтобы довести товарооборот до $30 млрд, подчеркнул Шавкат Мирзиёев. Для этого приняты конкретные дорожные карты, включающие меры поддержки взаимных поставок.
Кроме того, реализуется комплексная межправительственная программа экономического сотрудничества на 2022–2026 годы, говорит «Известиям» научный сотрудник Института стран Азии и Африки МГУ Дарья Сапрынская. По ее словам, дальнейшему развитию отношений могло бы способствовать присоединение Узбекистана к ЕАЭС, однако пока страна по-прежнему сохраняет статус наблюдателя при этой организации.
Активно развивается и межрегиональное сотрудничество. Владимир Путин и Шавкат Мирзиёев 27 мая приняли участие в первом Совете регионов двух стран. С российской стороны прибыло свыше 100 представителей более чем из 20 субъектов РФ. Таким образом, в состав нашей делегации помимо представителей кабмина (Денис Мантуров, Антон Силуанов, Максим Решетников, Ольга Любимова и другие) вошли главы нескольких регионов. Традиционные партнеры Узбекистана — Татарстан, Башкортостан, Челябинская и Свердловская области. Одним из удачных проектов можно назвать российско-узбекское предприятие BMB-NRC Agrologistics, которое действует в Джизакской области с 2023 года, напомнила Дарья Сапрынская.
Россия и Узбекистан во взаимной торговле активно переходят на расчеты в рублях. C 2022 года доля доллара и евро снизилась как в экспорте, так и в импорте Узбекистана. Сокращение произошло за счет российского рубля, доля которого в экспорте выросла более чем в шесть раз, а в импорте — в 1,8 раза, заметил в беседе с «Известиями» исследователь ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Камолиддин Хасанов. По словам Владимира Путина, доля рубля в коммерческих сделках достигла 58%. Тем не менее не всё идет гладко.
— Нестабильность курса рубля создает порой проблемы в моменте конвертации. На сегодня в узбекских банках покупка 1 рубля составляет приблизительно 109 сум, а продажа — 146 сум. Это очень большая разница, — сказал «Известиям» представитель Национального координационного центра международного делового сотрудничества в Узбекистане Улугбек Эшонкулов.
Особенной зоной для «оговорок» в отношениях двух стран стала именно банковская сфера, говорит Дарья Сапрынская. Еще в сентябре 2022 года финансовые организации Узбекистана перестали обслуживать карты «Мир», а в 2023-м они, например, остановили сотрудничество с российской системой денежных переводов «Юнистрим». Впрочем, перевести деньги, например, со «Сбера» (к слову, глава Герман Греф был в составе российской делегации) на узбекскую карту еще можно, говорит собеседник. Как заявил «Известиям» министр финансов Антон Силуанов, сейчас необходимо искать альтернативные системы расчетов с использованием QR-кодов.
Эффект вторичных санкций в целом мешает развитию торговых отношений. За последнее время было несколько случаев, когда Запад вводил ограничения против юридических лиц из Узбекистана. В качестве примера можно привести MVIZION, которая попала под рестрикции США. Американцы утверждают, что она якобы была связана с производством беспилотников для российской армии. Штаты ввели санкции и против «Ахангаранцемента», которая подконтрольна холдингу Алишера Усманова. Кроме того, известны случаи введения персональных санкций со стороны ЕС в отношении отдельных предпринимателей из Узбекистана, рассказал Камолиддин Хасанов.
Энергетика и инфраструктура
Россия играет важную роль для обеспечения энергетической безопасности страны. Повсеместный кризис в Центральной Азии стал объективным вызовом. Для узбекской стороны традиционный российский партнер — «Лукойл», который уже инвестировал более $8 млрд в развитие нефтегазовой отрасли в Узбекистане. В гидроэнергетике госкорпорация «ВЭБ.РФ» предоставила $75 млн в качестве кредита на строительство ГЭС на реке Пскем в Бостанлыкском районе Ташкентской области, рассказала Дарья Сапрынская.
— Энергетический кризис — это постоянная ситуация в ЦА. Причина: запущенность старой инфраструктуры, разрушение старого энергетического кольца, действующего со времен СССР. Для экономики это выражается в том, что энергии в стране потребляется в разы больше, чем ее вырабатывается. На это же влияет проблема с обновлением инфраструктуры — частично этот вопрос решил «Газпром» в Республике Кыргызстан, но не в других странах. Для людей это выглядит так, что в стране в отопительный сезон инфраструктура дает сбой и они банально замерзают. По этой причине в прошлом году уволили главу Ташкента, — пояснила она.
В 2023 году Владимир Путин, Шавкат Мирзиёев и Касым-Жомарт Токаев дали старт началу поставок российского газа в Узбекистан через казахстанскую территорию в объеме 2,8 млрд куб. м в год. По словам президента РФ, способность трубопровода будет расширена, что позволит нарастить поставки до 11 млрд куб. м.
С 2018 года стороны работают над сооружением в среднеазиатской республике атомной электростанции. Кроме того, достигнутые 27 мая договоренности открывают возможность для сооружения АЭС малой мощности по современным российским технологиям, уточнил Путин.
Что касается инфраструктуры, то здесь важнейшим проектом, в котором заинтересованы Россия и Узбекистан, не имеющий выхода к морю, считается международный транспортный коридор «Север – Юг». Представители российского правительства неоднократно отмечали, что этот проект может стать альтернативой Суэцкому каналу, а российские инвесторы готовы вкладываться в развитие инфраструктуры на территории Узбекистана.
Для Ташкента это особенно важно на фоне того, что другую инициативу — Трансафганскую железную дорогу, через которую Узбекистан мог бы поставлять свои товары в Пакистан, а затем на мировые рынки, — сложно реализовать из-за непростой ситуации в Афганистане, уточнил Камолиддин Хасанов.
Безопасность и международные отношения
Обстановка в Афганистане наверняка затрагивалась во время переговоров. Хотя стоит отметить, что в открытой части лидеры не акцентировали внимание на международной повестке.
Тем не менее ситуация в Афганистане крайне важна для среднеазиатского региона с точки зрения противодействия террористической угрозе. При этом Узбекистан имеет печальный опыт с терактами на своей территории после распада СССР.
— В Афганистане продолжает действовать ИГ (запрещенная в РФ организация), которое находится в противостоянии с «Талибаном», который числится в списке террористических организаций. Но есть и другие экстремистские группировки — «Исламское движение Восточного Туркестана», «Джамаат Ансаруллах» (запрещенные в РФ организации) и иные структуры, агрессивно настроенные по отношению к властям стран СНГ. В этих условиях России надо работать над укреплением границ не только с союзниками по линии ОДКБ, но и с остальными государствами в регионе, включая Узбекистан, — сказал «Известиям» глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович.
В апреле сообщалось, что в 2024 году Узбекистан впервые примет силовой этап учений стран СНГ «Восток-антитеррор». Примечательно, что в отношении талибов Москва и Ташкент придерживаются относительно прагматичной линии, не исключая диалог с ними. В марте этого года, например, глава МИД Узбекистана Бахтиёр Саидов посетил Кабул, где встретился с представителями «Талибана». Делегация афганского движения, в свою очередь, в мае была в Казани на форуме «Россия – Исламский мир», а скоро они посетят ПМЭФ.
Более того, МИД и Минюст РФ доложили президенту о возможности исключить «Талибан» из списка запрещенных организаций. По словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, талибы сейчас представляют реальную власть в стране. К слову, недавно Казахстан принял решение исключить движение из списка запрещенных организаций. Для сравнения: власти Таджикистана, например, придерживаются более жесткой линии в отношении талибов, заметил Камолиддин Хасанов.
Кроме того, как отметил в беседе с «Известиями» источник в дипломатических кругах, радикализация населения на религиозной почве может в будущем оказаться серьезным испытанием для страны, где проживает почти 40 млн человек (большинство составляют люди в возрасте до 30 лет).
— Здесь есть немало тех, кто симпатизирует талибам и придерживается подобных взглядов. И это проблема для республики. Бывший президент Ислам Каримов активно боролся с исламизмом, при нынешнем руководстве появилось больше религиозных свобод. Формально страна остается светской, но религия в жизни граждан постепенно начинает играть всё большую роль. И сейчас властям важно удержать баланс, — отметил собеседник.
Не исключено, что Владимир Путин посвятил коллегу и в ситуацию вокруг Украины. Ташкент, как и другие столицы в Центральной Азии, которые всегда имели тесные отношения с Москвой, сейчас оказался в непростой ситуации. С одной стороны, нужно сохранить и дальше развивать наработанные десятилетиями связи с РФ, с другой — Запад осуществляет сильнейшее давление на многие государства. Но важно напомнить и то, что Узбекистан всегда проводил многовекторную внешнюю политику, поэтому Ташкент заинтересован в конструктивном диалоге с Вашингтоном или Брюсселем.
Узбекистан с начала СВО придерживается нейтральной позиции по украинской тематике. Это, в частности, проявляется во время голосований в ГА ООН по резолюциям, которые осуждают российские действия. И хотя Ташкент не голосует против, как это, например, делает Минск, он воздерживается от самой процедуры.