-
Сегодня, 14:23
-
Сегодня, 14:22
-
Вчера, 11:23
К 2024 году ШОС стала одним из наиболее авторитетных международных институтов. Расширение организации сделало её одним из самых представительных международных институтов в незападном мире. О роли ШОС в новых геополитических условиях читайте в статье Шамиля Еникеева, Александра Лукина и Дмитрия Новикова. Подробнее — в материале ia-centr.ru.
ШОС — символ многополярности
Шанхайская организация сотрудничества была образована в июне 2001 года, основой новой организации стало стратегическое сотрудничество России и Китая. За день до объявления об образовании ШОС российский и китайский лидеры встретились в Шанхае.
За более чем 20 лет организация значительно прогрессировала. Во-первых, к организации присоединились новые влиятельные участники: Индия, Пакистан и Иран. Таким образом, ШОС стала одной из крупнейших и наиболее представительных незападных структур в мире. Во-вторых, эволюционировала и внутренняя структура ШОС. Одним из главных достижений организации стало создание Региональной антитеррористической структуры (РАТС).
В то же время ШОС сталкивается с проблемами и новыми вызовами. Расширение организации создает очевидные преимущества, но в то же время значительно усложняет целеполагание организации и процесс принятия решений. Организация только адаптируется и постепенно ищет выход из ситуации.
Одновременно с этим ШОС сталкивается с новыми внешними вызовами, связанными с изменением геополитической обстановки в мире. Эти изменения повышают значимость ШОС и могут привести к её внутренней трансформации.
Адаптация к новым реалиям международной безопасности
Наибольших успехов ШОС удалось добиться именно в направлении безопасности. Проблема борьбы с международным терроризмом находилась на повестке организации с первых дней ее существования.
Необходимость борьбы с терроризмом создала сильный консолидирующий эффект, так как с данной угрозой пришлось столкнуться всем членам ШОС без исключения.
Угроза терроризма усилилась после вывода Международных сил по поддержанию безопасности из Афганистана. Страны ШОС также сталкиваются с такими вызовами, как наркотрафик, нелегальная миграция и угроза информационной безопасности.
Для совместной борьбы с этими вызовами страны ШОС проводят ежегодные совместные военные учения, однако инструментарий организации остается ограниченным, ей требуется внутренняя трансформация.
Важный вклад в укрепление сотрудничества в области безопасности могут внести новые влиятельные члены — Индия, Пакистан и Иран. Немаловажный вклад могут внести и другие региональные организации, такие как ОДКБ или даже АСЕАН. Более тесное взаимодействие и обмен информацией между силовыми ведомствами может значительно улучшить состояние региональной безопасности на огромном географическом пространстве.
Экономическое направление
Экономический трек в рамках ШОС остается менее развитым по сравнению с треком безопасности. Уже несколько лет идут обсуждения необходимости создания Банка развития ШОС. Как отмечал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на заседании Совета глав государств в 2023 году, более чем за 20 лет не удалось реализовать ни одного крупного экономического проекта под эгидой ШОС. На том же заседании обсуждали создание единого инвестиционного фонда.
Одна из проблем заключается в разных взглядах на международную геополитическую ситуацию у членов ШОС. С одной стороны, в составе организации есть страны, против которых Запад ввел масштабные санкции. С другой стороны, другие члены ШОС опасаются вторичных санкций и имеют тесные экономические связи с западными странами.
Задолго до февраля 2022 года Китай выступал за создание зоны свободной торговли в рамках ШОС для обеспечения свободы передвижения товаров, услуг и технологий, что соответствует положению Хартии организации. Китай был в первую очередь заинтересован в расширении доступа к рынкам сбыта для своей растущей экономики. Инициативы по серьезному расширению экономического сотрудничества в рамках ШОС ранее воспринимались настороженно.
Присоединение к ШОС других подсанкционных государств, продолжение давления Запада и проблемы в мировой экономике могут подтолкнуть страны-участницы к интенсификации экономического сотрудничества.
Энергетический трек — потенциальный драйвер развития экономического сотрудничества
На данный момент идет глобальный процесс трансформации мировых энергетических рынков. Страны Запада устанавливают ценовые потолки, вводят эмбарго и другие ограничения, которые приводят к значительной дестабилизации энергетических рынков. Кроме того, страны Запада активно используют зеленую повестку для установления дополнительных внешнеторговых препятствий и активно навязывают другим странам нормы в области возобновляемых источников энергии. Такая политика направлена далеко не только на сокращение вредных выбросов CO2. Установление выгодных правовых норм и технологических стандартов должно будет обеспечить продукты, произведенные в западных странах, конкурентным преимуществом.
На этом фоне ШОС способна предложить мировому сообществу альтернативную и более выигрышную энергетическую повестку с учетом климатического фактора.
Формально в организации уже существует необходимый институт — Энергетический клуб ШОС, образованный по инициативе России.
Энергетический клуб — это неформальная дискуссионная площадка, где обсуждается гармонизация национальных законодательств в области энергетики, энергетической безопасности и ценообразования на энергоресурсы. В заседаниях клуба участвуют не только представители стран ШОС: например, регулярно в заседаниях участвуют представители Турции или Саудовской Аравии.
Участие в деятельности клуба таких стран, как Иран и Саудовская Аравия (это крупные экспортеры энергоресурсов, которые входят в ОПЕК), может способствовать усилению его влияния. К тому же недавно эти страны восстановили дипломатические отношения.
На этом фоне другой смысл приобретает инициатива России по созданию «газового союза» с Казахстаном и Узбекистаном. Казахстан и Узбекистан сталкиваются с вызовами в области энергетической безопасности, и Россия уже поставляет в эти страны недостающие объемы газа. Однако Астана и Ташкент опасаются вторичных санкций за сотрудничество в рамках «газового союза», а сотрудничество в рамках Энергетического клуба может нивелировать эти риски.
Главной проблемой остается институционализация Энергетического клуба, который пока наделен исключительно консультативными функциями. Россия предпринимала меры по повышению статуса клуба. Страны ШОС осознают важность развития в этом направлении. В 2021 году Таджикистан предложил создать новый механизм энергетического взаимодействия в рамках ШОС — Совещание министров энергетики. В трех первых пробных встречах такой формат был воспринят участниками положительно.
Роль ШОС в Большой Евразии
Напряженная международная геополитическая обстановка сильно меняет картину мира. Новые геополитические реалии практически разделили мир на тех, кто выступает за многополярный мировой порядок, и тех, кто поддерживает гегемонию США. В то же время была нарушена работа многих международных институтов, даже региональных. На этом фоне повышается значимость эффективного функционирования ШОС.
Идет активный процесс оформления межрегионального порядка в Евразии, и для ШОС крайне важно включиться в данный процесс. Ранее Россия в рамках этого процесса уже предлагала и продолжает продвигать свою инициативу — Большое евразийское партнерство. Инициатива предполагает создание необходимых условий для взаимодействия различных субъектов на континенте, включая как региональные институты (ЕАЭС, ШОС, АСЕАН и т. д.), так и страны. В рамках такого партнерства уже произошло сопряжение двух крупнейших проектов континента — ЕАЭС и инициативы «Пояс и путь» в 2015 году.
Более чем за 20 лет своего существования ШОС стала не только результатом сотрудничества ключевых акторов Евразийского континента, но и сама способствовала расширению взаимодействия между ними, в том числе привлекая новых участников. Новая геополитическая обстановка может ускорить дальнейшую трансформацию организации.