-
11-11-2024, 11:59
-
11-11-2024, 11:55
-
7-11-2024, 11:04
Стало известно, что Фонд «Сорос-Кыргызстан» прекращает свою деятельность в Кыргызстане. «ВЭС 24» обратился к Артуру Сулейманову, кандидату политических наук и эксперту-аналитику Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа), с просьбой прокомментировать данное заявление.
– Что означает быстрый уход Фонда Сороса из Кыргызстана?
– Столь быстрое закрытие Фонда «Сорос-Кыргызстан» после принятия в республике нового закона об НКО наводит, по меньшей мере, на три мысли.
Во-первых, Запад не смог надавить на Кыргызстан. Все эти обращения Госсекретаря США Э. Блинкена, поздравления американского президента Джо Байдена с весенним праздником Нооруз не возымели силу. Политические элиты Запада переоценили свои возможности и просчитались, предположив, что все страны постсоветского пространства одинаковые. И если где-то получилось навязать свое решение, то в Кыргызстане этот вариант не прошел.
Согласно поправкам, неправительственные организации, получающие финансирование из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью, получат статус иностранных представителей и войдут в специальный реестр.
Отметим, что этот законопроект уже не первый год обсуждался в Кыргызстане, в том числе с привлечением экспертов и общественных деятелей, а также учитывая опыт других стран.
Законопроект в Кыргызстане был разработан еще в конце 2022 года. Но на фоне протестных настроений, которые прошли в Грузии против законопроекта «О прозрачности иностранного влияния» (аналогичный документ), активных действий со стороны кыргызских парламентариев не последовало.
В декабре 2023 года Садыр Жапаров на Народном Курултае рассказал, что более 30 государств принуждают Кыргызстан не принимать этот закон.
«Я не выдержал и в нескольких странах спросил, есть ли у них НПО и НКО. Они сказали, что у них тысячи НПО, которые работают давно. Я спросил, берете ли вы отчеты, откуда им поступают деньги, сколько ушло на зарплаты, в Соцфонд. Они сказали, что отчеты получают. Тогда почему мы не можем получать такие отчеты? Когда я это спрашиваю, они становятся глухонемыми», — отметил Садыр Жапаров.
Президент Кыргызстана был конкретен в обосновании принимаемого закона: работать и зарабатывать нужно открыто; никаких преследований неправительственных организаций в стране не будет; необходимо защитить кыргызстанцев от обмана недобросовестных НКО; неправительственные организации должны работать в интересах республики.
Во-вторых, Фонду «Сорос-Кыргызстан», действовавшему в республике с 1993 года, вероятнее всего, есть что скрывать. Организации, которые работают в правовом поле и дорожат своей репутацией, не принимают таких скоротечных решений.
В-третьих, закрытие Фонда благоприятно скажется на внутриполитической стабильности страны. Не секрет, что вокруг Фонда сложился неблагоприятный информационный фон, который нередко связывают с конструируемыми переворотами и протестами. По крайней мере в странах СНГ такое мнение является весомым в общественно-политическом дискурсе. Поэтому прекращение работы организации в Кыргызстане, испытавшей на деле несколько таких потрясений, воспринимается скорее с пониманием и даже некоторым успокоением.
Вероятнее всего, Запад не успокоится на этом и уже что-то готовит «новенькое». И над этими вопросами тоже нужно думать. Команде Жапарова важно просчитать все потенциальные вызовы.
Потакание внешним манипуляциям Запада может дорого стоить странам СНГ. Это касается прежде всего потери суверенитета и политической стабильности. В будущем странам Содружества может понадобиться общий коллективный закон об иноагентах, который позволит совместными усилиями реагировать на подобные внешние угрозы. По отдельности бороться с такими вызовами становится сложнее.