-
5-12-2024, 12:52
-
3-12-2024, 09:40
Сегодня Центральная Азия находится под пристальным вниманием Запада. В частности, США и ЕС пытаются взять под контроль проходящие через регион логистические потоки. Так, в Казахстане обсуждается идея передачи более 20 аэропортов страны под управление европейских инвесторов. Республика стремится стать транзитным хабом между Азией и Европой. Согласно заявлениям, прозвучавшим на форуме Global Gateway, инвесторы из ЕС намерены до 2027 г. привлечь около $300 млрд для «совершенствования транспортных систем» Центральной Азии. Однако при этом упор делается на маршруты в обход России. Негативно воспринимают на Западе и китайскую инициативу «Пояса и пути», которая не противоречит евразийской интеграции в формате ЕАЭС. Последствия вмешательства США и ЕС в процессы региональной интеграции в комментарии для «Евразия.Эксперт» оценила исполнительный директор Института стратегического сотрудничества между Китаем и Россией при Университете Цинхуа (ИССКР) Ван Ци.
– Госпожа Ван, как Вы видите сопряжение между китайской инициативой «Один пояс, один путь» и стратегическими целями Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и как это влияет на региональное сотрудничество?
– Инициатива «Пояс и путь» охватывает Евразию и объединяет всесторонние программы развития. Для укрепления геоэкономики, совместного развития и взаимной выгоды инициатива «Пояс и путь» охватывает пять стран Центральной Азии и достигает Европы. Она предоставляет бесконечные возможности для бизнеса стран, расположенных вдоль маршрута. Стратегия развития «Пояса и пути» – это глобальный подход, общие выгоды, совместное и скоординированное развитие региональной экономики.
Евразийский экономический союз является важным связующим звеном «Пояса и пути». У ЕАЭС и китайской инициативы общие ценности, общее стремление к экономическому развитию и взаимодополняемая экономическая структура. Это имеет большое историческое значение. Такая стратегическая планировка принесет пользу экономическому развитию стран, расположенных на этом пути. Региональное сотрудничество в области экономической интеграции является тенденцией развития международного сообщества. Сопряжение инициативы «Пояс и путь» и Евразийского экономического союза проистекает из этого контекста.
Характеристики промышленной экономики, основанной на ресурсах и переработке, проявляются на обоих концах цепочки поставок. Требования к целостности и плотности всего производственного процесса становятся все выше и выше. Требования к сырью для конечной продукции определяют технологии, масштабы и интенсификацию добычи полезных ископаемых. Сопряжение инициативы «Пояса и пути» и ЕАЭС позволяет развивать общее технологическое поле.
Одним словом, сопряжение двух проектов – это стратегическое направление, новые производственные цепочки и сообщество партнеров, основанное на интеграции экономического развития. От внедрения коммуникационных механизмов и систем до обеспечения работоспособности – это должно осуществляться комплексно и систематически.
– Как Россия и Китай совместно реагируют на вызовы, создаваемые деструктивной политикой США, и какие возможные альтернативные подходы могут быть предложены?
– Стратегическая ошибка США заключается в провалах, некомпетентности и бессердечии во многих областях, в том числе в политике, экономике, военном деле и гуманитарных науках. Это привнесло хаос в структуру мировой экономики, а военно-политический альянс НАТО ускорил разделение мира.
Китай и Россия в значительной степени подвержены влиянию политики США, в том числе торговым ограничительным тарифам, запретам на научно-техническую продукцию. США являются страной с профицитом в торговле с Китаем, а Китай является экспортером товаров с низкой добавленной стоимостью.
Федеральная резервная система США практически достигла пика по повышению ставок. В то время как доллар продолжает оказывать давление на валюты других стран, Вашингтон продолжает «собирать урожай мирового богатства». Еврозона продолжает ослабевать, экономическое развитие замедляется, индустриальная экономика теряет свои позиции, а экономика стран с положительным балансом торговли утрачивает свое влияние.
Иностранная валюта удерживается Китаем в форме облигаций в долларах. В связи с этим сформировавшиеся отношения зависимости напрямую влияют на развитие экономики Китая. Особенно это касается валютного фактора и долларового повышения ставок, что вызывает волатильность обменного курса. В результате Китай запустил CIPS (Трансграничная межбанковская платежная система – ред.), а в России уже много лет функционирует СПФС (Система передачи финансовых сообщений ЦБ РФ – ред.).
Под воздействием разрушительной политики Вашингтона Китай и Россия должны рассмотреть альтернативные варианты экономического взаимодействия. Следует провести существенный анализ соотношения и торговой структуры между двумя странами и мировой товарной торговли. Позиции Пекина и Москвы в области взаимозаменяемости достигают $800 млрд. Взаимное дополнение и высокая степень взаимозаменяемости обеспечивают прочную основу сотрудничества.
Также необходимо усилить взаимодействие молодежи Китая и России, чтобы заложить крепкую основу для всестороннего стратегического сотрудничества двух стран.
– Какие прогнозы Вы можете сделать относительно динамики российско-китайских отношений и их взаимодействия с другими глобальными акторами в 2024 г.?
– В 2024 г. Китай и Россия совместно проведут двусторонний «Год культуры», что станет еще одной вехой в истории развития отношений между ними. Этот год также представляет собой новый шанс для дальнейшего укрепления стратегического сотрудничества двух стран. С учетом изменения мировой конфигурации формат сотрудничества «бок о бок» и «спина к спине» будет развиваться Пекином и Москвой все более глубоко и надежно. При этом объем инвестиций Китая в Россию будет постепенно увеличиваться. Производство и продажа китайских электромобилей широко приняты российским народом, и поэтому объем их продаж будет постепенно расти.
С упрощением двусторонних визовых процедур для туристических и деловых поездок поток людей будет расширяться, что приведет к улучшению торговли услугами. Обмен между университетами и исследовательскими учреждениями укрепится и посодействует развитию двустороннего образования и науки. Это поможет в совместном анализе результатов базовых исследований по темам политики, экономики, гуманитарных наук, что усилит устойчивость сотрудничества между Китаем и Россией в различных областях.