-
Вчера, 14:42
-
Вчера, 13:32
-
Вчера, 12:30
-
21-01-2025, 12:12
-
21-01-2025, 12:07
Тюркоязычные народы России и Казахстана объединяют многовековые традиции добрососедства и опыт общей государственности, устойчивые хозяйственно-экономические связи и прочные отношения со славянскими, финно-угорскими и другими этническими сообществами.
Вместе с тем, на текущий момент выявлен ряд проблем, требующих решения:
21 сентября 2023 года прошел второй день Российско-Казахстанского форсайта «Юрта» - мероприятия, проходящего в рамках одноименного проекта, поддержанного Фондом президентских грантов России. Партнером проекта в Республике Казахстан выступил Центр аналитических исследований «Евразийский мониторинг». Участники дискуссии на площадке Мультимедийного пресс-центра Sputnik Казахстан поделились своим мнением по вышеозначенной повестке.
Сулейманов Артур (аналитик Центра «Берлек-Единство», доцент Школы Востоковедения УГНТУ, канд. полит. наук) обратил внимание на возможное сближение ЕАЭС и Организации тюркских государств:
«Нужно признать, что Турция, являясь по сути основателем Тюркского совета, сама определяет общую риторику организации. Да, идут обсуждения, обмен повестками, но последнее слово так или иначе остаётся за турецкой стороной.
Сможем ли мы свободно общаться на такой площадке? Будет ли нам это выгодно? Не скажется ли это на политической репутации России? Мне кажется, эти риски тоже сегодня просчитываются на самых разных экспертных и аналитических уровнях.
Сегодня нужно прорабатывать вопрос осторожного сближения России с Тюркским советом, рассмотреть этот вопрос с разных ракурсов, понять какой статус мы можем реально в ней получить и какой нужен нам.
Но заходить нужно с чётко выработанной стратегией. Возможно, стоит вновь подумать о взаимодействии, осторожном сопряжении ЕАЭС и Тюркского совета. А там можно и расширить экономическую повестку культурно-гуманитарной. Если это потребуется».
Тажибаев Алибек (директор Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг») подчеркнул важность русского языка в сближении тюркоязычных народов России и Казахстана:
«Если мы соберём все тюркоязычные народы СНГ в одном пространстве, то языком коммуникаций, безусловно, будет русский язык. Это уже объективная реальность, в которой мы существуем. Поэтому важность имеет русскоязычное измерение тюркской действительности.
Если говорить о взгляде Казахстана на эту ситуацию, то нужно исходить из того, что любые интеграционные объединения – это ещё и хорошая возможность продвигать двухсторонний формат сотрудничества. Соответственно Казахстан, находясь в ЕАЭС активно выстраивает двусторонние отношения с другими евразийскими партнёрами.
Если говорить в целом, то Россия и Китай являются наиболее важными партнёрами для Казахстана. Это подтверждается цифрами, растущим ежегодно товарооборотом. При этом экономика подкрепляется сложившимся культурно-гуманитарным плацдармом. В том числе славяно-тюркским. Но не стоит забывать, что тюркология СНГ активно изучается ещё и на Западе».
Кузьменко Елена (руководитель проектов зарубежных программ НИИРК, доцент РАНХиГС при Президенте России, канд. ист. наук) охарактеризовала то, как варьируется политическое районирование Центральной Азии в зависимости от направленности образовательных программ.
«Я бы хотела добавить контекста не внутритюркского, а западного. Почему я проявила интерес к программам высшего образования? Потому что, мне кажется, что это тот самый базовый стержень, который формирует основные представления выпускников о своём регионе. И для тех выпускников, кто продолжает свою научную работу, и для тех, кто уходит из науки. Но потом продолжает транслировать эти представления.
Например, с позиции Берлинского университета имени Гумбольдта Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан практически не рассматриваются как отдельные регионы. Она рассматриваются как единое пространство.
При этом объединяющим аспектом рассматривается СНГ и вхождение в постсоветское пространство. В тех же программах СНГ рассматривается как зона соревновательных действий России и Китая. Германия должна артикулировать позицию более чётко в таком едином регионе, но не в отдельных странах.
Что касается тюркологических исследований, то они концентрируются на регионе Турции и бывшей Османской империи. Таким образом, тюркский мир отчасти монополизируется ею. Страны Центральной Азии снова появляются в контексте либо постсоветских исследований, либо как часть Большой Средней Азии».
Абдрахманов Данияр (ректор БАГСУ при Главе Республики Башкортостан, канд. филос. наук) рассказал о современной подготовке управленцев в России, Казахстане и Белоруссии.
«Импонирует междисциплинарный подход, когда специалисты из разных областей тюркологии, объединённые одной тематикой, делятся опытом и знаниями. Мне бы хотелось сейчас остановиться на образовательном сотрудничестве России (Республики Башкортостан) и Казахстана, подготовке и переподготовке государственных гражданских служащих.
С 2014 года БАГСУ взаимодействует с Академией государственной службы при Президенте Республики Казахстан. Вчера мы провели плодотворную встречу с руководством Академии, наметили общие проекты и направления сотрудничества. И очень приятно осознавать, что мы говорим на одном языке.
Учитывая, что есть договорённости ещё и с Академией государственной службы при Президенте Республики Беларусь, то выстраивается интересная модель сотрудничества Астана – Минск – Уфа. В будущем можно будет подумать о идее подготовки управленцев в трёхстороннем формате. Эта идея есть, и она принимается».
Князев Александр (ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, д-р ист. наук) выступил с идеей включения России, Ирана и Китая в работу Организации тюркских государств:
«В 2015 году Россия прекратила своё членство в международной организации ТЮРКСОЙ. Это связывают с событиями в Сирии, когда был сбит российский самолёт. Но это скорее повод. Причины были более глубоки. Но может ли быть полной тюркская культура без тюркоязычных народов России? Я думаю, что это вопрос, на который нужен ответ.
Существует организация тюркских государств. В которой также участвуют страны, где тюркоязычное население составляет большинство. В отношении этой организации в России, Иране и, возможно, в Китае осторожное. Это политическая организация и её деятельность во главе с Турцией (пусть неформально) вызывает беспокойство у других.
При этом тюркский фактор представляет интерес для России, важен для Ирана и Китая. Как снять это напряжение? В СМИ тиражируются турецкий проект «Великого Турана». Но имеет ли место такой проект на самом деле? Я по крайней мере не видел каких-то убедительных источников.
России и другим государствам с тюркским населением, наверное, может задуматься о присоединении к работе ОТГ. Пусть даже на правах стран-наблюдателей. Это позволило бы снять очень много подозрений вокруг организации, снизило бы напряжение в политических кругах».
Рахимов Комрон (старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений РУДН им. П. Лумумбы; руководитель Сектора Центральной Азии Центра исследований постсоветских стран; канд. ист. наук) связал развитие тюркологии с вопросами евразийской интеграции на постсоветском пространстве:
«Казахстан планомерно реализует свои национальные интересы в рамках региональных структур, располагающихся на территории Евразии. Необходимо отметить успехи Казахстана в рамках ЕАЭС. Этот успех достигается за счёт провозглашённых четырёх евразийских свобод.
Даже в условиях международной турбулентности мы наблюдаем за ростом экономик «евразийской пятёрки». Важным вопросом в ЕАЭС становится вопрос его расширения. Поскольку интерес к евразийской экономической интеграции сегодня проявляют, в том числе, вне региональные игроки».
Сапрынская Дарья (научный сотрудник ИСАА МГУ и руководитель проектов Фонда Горчакова) рассказала о тюркологических проектах в Институте стран Азии и Африки МГУ:
«С 2008 года на базе ИСАА МГУ существуют кафедра, которая занимается вопросами исследования Центральной Азии и Кавказа. Это кафедра является, наверное, одной из самых уникальных в России. Поскольку именно там готовят специалистов со знанием казахского, кыргызского, туркменского, узбекского языков, а также кавказских языков.
Помимо языковой подготовки осуществляется глубокое изучение стран региона. Поэтому на ниве языковых возможностей стоит сказать, что таких программ в России не так уже и много».
Дроговоз Александр Игоревич (аспирант Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова) рассказал о цивилизационной матрице Тюркского мира (отличной от западной) на евразийском пространстве:
«Россия и Казахстан на современном этапе наши добились значительных успехов в интеграционных аспектах взаимодействия. Помимо традиционных сфер сотрудничества Россия и Казахстан имеют огромный единый цивилизационный потенциал, заключающийся в схожих культурных, ценностно-мотивационных аспектах, а также в длительном сосуществовании в рамках единого государства, что в первую очередь обусловлено групповым инстинктом самосохранения наших этносов.
Таким образом, Евразийский мир является уникальным регионом, который объединяет различные культуры, экономические системы и государства. Сегодня наблюдается создание и развитие нового социально-политического пространства на территории Евразии, в основе которого лежат иные цивилизационные матрицы, отличающиеся от западных.
Данный феномен развивается в объективных условиях глобализации на комплиментарной базе сотрудничества стран Евразийского мира с преобладанием интеграционных тенденций».
Выводы:
Бренд «Юрта», который продвигается Центром геополитических исследований «Берлек-Единство» и представлен международным пулом экспертов из России и государств Центральной Азии, воспринимается в Казахстане позитивно. Он вызывает живой интерес среди местного экспертного сообщества, занимающегося тюркологическими или смежными разработками.
В ходе проведённых мероприятий, представители «Юрты» неоднократно указывали на риски разобщения тюркоязычных народов России и Казахстана, что особенно ярко проявляется в призме нынешних международных событий.
Совместная работа экспертов из России и Казахстана по изучению разных контекстов тюркологии имеет особую ценность.
Участники экспертного форсайта единогласно выразили мнение, что выбор тюркологии, как фактора сближения российско-казахстанских исследований, не случаен. В постсоветской проекции он служит отображением общего исторического наследия, которое сегодня нужно приумножать.
Проект «Российско-Казахстанский форсайт «Юрта» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Центр «Берлек-Единство»