Мероприятия
-
31-10-2024, 11:3631-10-2024, 11:36
-
19-03-2025, 18:3919-03-2025, 18:39
-
14-03-2025, 19:1214-03-2025, 19:12
Современный уровень гуманитарного сотрудничества Узбекистана и России — достижения, актуальные вопросы, правовая база. Своим мнением по этим вопросам в интервью Plov.Press поделился кандидат философских наук Равшан Назаров, старший научный сотрудник Института государства и права Академии наук Узбекистана.
Равшан Ринатович, какие правовые основы сотрудничества России и Узбекистана в сфере образования и науки существуют на сегодняшний день?
— Уже самый первый из совместных документов, это подписанный 31 год назад, 30 мая 1992 года, “Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан”, содержал в себе значительный раздел, посвященный культурно-гуманитарному сотрудничеству (статьи 15, 16, 18).
Как известно, основой культурно-гуманитарного сотрудничества является как раз сотрудничество в сфере науки и образования. После этого было заключено еще несколько межгосударственных документов, например Договор о стратегическом партнерстве от 16 июля 2004 г., Договор о союзнических отношениях от 14 ноября 2005 г. и другие.
Буквально в прошлом году, в сентябре 2022 года, была подписана двусторонняя Декларация о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между двумя странами. В ней 8-ой раздел полностью посвящен как раз вопросам культурно-гуманитарного и социального сотрудничества.
Здесь четко отмечено, что стороны выражают намерение поощрять дальнейшее взаимодействие по линии образовательных организаций высшего, среднего и профессионального образования двух государств, расширение географии, размещения филиалов образовательных организаций высшего образования Российской Федерации в Республике Узбекистан, исходя из реальных потребностей регионов и соответствующих отраслей экономики.
То есть, такое образовательное партнерство во многом связано и с развитием экономики Узбекистана?
— Безусловно, и это, в настоящее время является очень актуальным. Так одним из последних открыт в промышленном городе Алмалык филиал Московского института стали и сплавов (НИТУ МИСиС). В числе флагманских вузов, готовящих специалистов для промышленности, филиал Российского экономического университет им. Г.В. Плеханова, который был открыт первым и успешно действует в Ташкенте уже 28 лет, филиал Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина в городе Ташкенте.
Вы отметили, что новый вуз открыт в Алмалыке. Говорит ли это о росте интереса к открытию филиалов российских вузов в регионах Узбекистана, что, безусловно, важно для развития возможностей для молодежи, проживающей в областях страны?
— Действительно, это новая и очень перспективная для узбекской молодежи тенденция наметилась и активно воплощается в жизнь. Ведь, если ранее в основном филиалы российских вузов размещались в Ташкенте, то на сегодня они открыты и за пределами столицы. Кроме Алмалыка, действует Самаркандский филиал Российского Государственного Университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Филиал Астраханского государственного технического университета в Кибрайском районе Ташкентской области.
Всего на сегодняшний день в Узбекистане работают 15 действующих филиалов российских вузов и готовятся к открытию новые.
Скажу, что в упомянутой мной Декларации отмечено, что обе стороны будут всемерно поощрять сотрудничество в области образования, как по техническим, так и по гуманитарным направлениям, в том числе по вопросам совершенствования преподавания изучения государственного языка каждой из сторон, подготовке профессиональных кадров, развитию международной академической мобильности обучающихся, а также академических и научных обменов.
Кроме межгосударственных соглашений есть еще межправительственные соглашения, в том числе межправительственное соглашение о взаимном признании документов об образовании Республики Узбекистан и Российской Федерации, что имеет очень важное значение для тех молодых специалистов, которые, получив российское образование, затем вносят свой вклад в развитие Узбекистана.
Отмечу также, что есть Соглашение между Российской Академией наук и Академией наук Республики Узбекистан о всестороннем развитии сотрудничества в области естественных и гуманитарных наук.
Какие еще правовые аспекты сотрудничества двух стран в области образования, на Ваш взгляд, требуют развития, пересмотра, доработки?
— Если говорить о принятых решений на общегосударственном уровне, то здесь вопросы в принципе решены. Теперь речь идет о более конкретных вещах, то есть — о двусторонних соглашениях.
Кстати говоря, российское образование в Узбекистане можно получить не только в тех филиалах, которые действуют в стране. Кроме этого, получает все большее развитие система так называемых “двойных дипломов”. Сегодня многие вузы Узбекистана и России заключают такие соглашения — особенно по тем специальностям, которые очень востребованы в Узбекистане. То есть, образование и экономика сегодня все более и более взаимосвязаны. Это является и стимулом для большого внимания к изучения русского языка, как основы профессиональных знаний, построения будущей карьеры.
Хочу также отметить важность развития академического обмена, в том числе, через заключение двусторонних соглашений между академическими институтами. Возьмем, к примеру, наш Институт государства и права Академии наук. В силу своей молодости, ему всего три года, у него пока еще не много соглашений с российскими партнерами. Развивать двусторонние связи на уровне конкретных организаций — это и есть один из перспективных путей расширения образовательного и научного партнерства наших стран.
Также хочу сказать о еще одном важном, на мой взгляд, направлении. Мы все являемся свидетелями успеха и востребованности Дней российского образования в Узбекистане, которые проводятся на регулярной основе. Считаю, что параллельно с этим необходимо проводить и Дни науки с участием научных ведомств и организаций наших стран.
Вы имеет значительный преподавательский опыт. В чем здесь интерес обмена опытом, в том числе, для эффективности подготовки молодых специалистов?
— Действительно, система образования должна постоянно совершенствоваться, анализировать имеющийся опыт, делать выводы. Поэтому в настоящее время, на мой взгляд, нужно поставить вопрос о целесообразности сохранения Болонской системы. И здесь действительно, можно привести российский опыт, где такой вопрос о пересмотре ее применения, уже поставлен.
Я думаю, что важно поставить вопрос о том, чтобы даже, если не полностью отказаться от Болонской системы, то перейти на смешанную систему. Кстати говоря, все это время Россия и использовала смешанную систему. То есть, кроме системы бакалавриата и магистратуры, во многих российских вузах также оставался пятилетний специалитет. Мне кажется, что Узбекистан тоже может перенять этот опыт России. Для этого нужно, конечно, подготовить свою определенную правовую базу.
Также положительной практикой является то, что в Российской Федерации нет никаких проблем с нострификацией зарубежных дипломов. Там это достаточно формальная процедура — сдаешь документы, через месяц получаешь диплом российского образца. Узбекистан же сегодня, к сожалению, относится к числу тех стран, где система нострификации имеет совершенно ненужные бюрократические препоны. Необходимо изучать лучший опыт, резко сократить эти излишние бюрократические процедуры, стоящие на пути нострифицирования дипломов всех уровней, будь то бакалавры, магистры, специалисты, кандидаты, доктора и так далее.
Изменения в какой законодательной базе помогут внесению этих и других положительных изменений?
— Назрела необходимость внести определенные поправки и дополнения в законы об образовании и науке Республики Узбекистан. Отмечу, что в эти законы в любом случае должны вноситься определенные изменения в связи с принятием 30 апреля новой редакции Конституции Узбекистана. В связи с этим все законодательные акты на сегодня должны пересматриваться на предмет соответствия новой редакции Основного закона. И важно, что те моменты, о которых мы здесь говорили, с учетом лучшего опыта, в том числе российского, должны быть использованы и внедрены. Это позволит обновленному законодательству об образовании и науке в большей степени, чем сейчас, соответствовать современным требованиям.