-
Вчера, 12:12
-
14-10-2024, 14:06
-
14-10-2024, 14:02
-
14-10-2024, 14:00
Не секрет, именно Анкара продвигает концепцию «Великого Турана» – создания единого государства всех тюркских народов. Она предусматривает сдерживание России, Китая и Ирана, но определяет лидирующую роль Турции.
Например, в качестве эталонного языка предлагается турецкий, а остальные языки будут рано или поздно признаны «диалектами».
«Если Узбекистан и другие страны ЦА решат поддаться на турецкие идеи, то им придется забыть о суверенитете и согласиться на роль «младших партнеров» Анкары. Турция не имеет общих границ с Центральной Азией, и поэтому она пытается проникнуть в регион через Каспий. Попутно она навязывает создание зоны свободной торговли с тюркоязычными странами, чтобы определять правила игры в любом экономическом взаимодействии. Главная проблема, о которой не говорят турецкие власти, – отсутствие у Турции экономического потенциала для реальной поддержки хоть Узбекистана, хоть любой другой страны ЦА. О регионе в целом говорить тем более не приходится», – отметил независимый эксперт, старший научный сотрудник Академии наук Республики Узбекистан Бахтиёр Алимджанов.
У Анкары нет ни финансовых, ни политических возможностей гарантировать социально-экономическую независимость и безопасность своих «младших товарищей». Зато интересы самой Турции читаются достаточно четко.
Так, за последние годы турецкий строительный бизнес широко развернулся в Узбекистане. Реализовано три проекта по выпуску стройматериалов ($17,5 млн), возводится жилье в Андижане ($200 млн), продвигаются проекты по газобетону в Навои и Ташкенте ($30 млн), на финише многоэтажная автостоянка в столице ($6 млн).
Товарооборот Узбекистана и Турции в 2022 году составил 3,2 млрд долларов, что на 200 млн долларов меньше, чем годом ранее. Анкара тут уступает только России, Китаю и Казахстану. Что покажет 2023 год и вовсе пока неясно. Турция сама остро нуждается в инвестициях, чтобы восстановиться после катастрофического землетрясения и бешеной инфляции.
Да, амбиции Турции налицо. Но, образно говоря, Центральная Азия ей не по карману. но попытки использовать нас в качестве «братьев меньших» возможны.
«Заигрывание с Турцией в ущерб основным стратегическим союзникам вряд ли принесет выгоду и импульс к развитию региона. Турция в лучшем случае рассчитывает сесть на престол, а в худшем – льет воду на мельницу Запада, который тоже ставит целью сдерживание России и Китая. Ошибка в выборе между «младшим братом» и «равноправным партнером» будет стоить нам очень дорого», – убежден Бахтиёр Алимджанов.