-
4-10-2024, 14:43
-
4-10-2024, 14:42
-
3-10-2024, 11:09
-
3-10-2024, 11:05
-
3-10-2024, 11:03
Вопросы организованной трудовой миграции, ее правовой базы, географии и обучения. Свое экспертное мнение об этом в ходе панельной дискуссии, организованной PLOV.PRESS и партнерами, представил кандидат юридических наук Саидахмад Ишанходжаев — главный научный сотрудник Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе.
Какие правовые аспекты касательно трудовой миграции действуют в Узбекистане?
— Очень многое можно сказать по поводу правовых аспектов регулируемой трудовой миграции. После избрания на срок второго президента Шавката Миромоновича Мирзиёева была принята Стратегия по развитию. Там было несколько пунктов, которые относятся именно к развитию института трудовой миграции. Первое — это правовые аспекты. Второе — организационно-правовые моменты.
На сегодня есть 4 закона, которые были приняты по части регулирования трудовой миграции. Есть около 17 нормативно-правовых актов, касающихся механизма регулирования трудовой миграции.
Почему этому уделяется много внимания со стороны государства? Это касается населения. На сегодняшний день по статистике население составляет 36 млн. Из них 18,1 млн является мужчинами, 17,9 млн — женщинами. То есть, по процентному соотношению примерно 50 на 49.
Основная доля трудовой миграции традиционно приходится на Российскую Федерацию. Цифры говорят сами за себя. По статистике на 7 октября прошлого года 2,2 млн человек выехали на трудовую миграцию. Если в разрезе государств, то 1,3 млн человек — в Россию, 390 тысяч — в Казахстан, 60,5 тысячи — в Южную Корею, около 150 тысяч — в Турцию и около 153 тысяч — в другие государства.
В августе прошлого года мы обсуждали проект внешней трудовой миграции. На сегодняшний день он уже отчасти реализовался. Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан одобрила этот проект. Сейчас он находится на стадии согласования. Надеюсь, после этого президент его подпишет и это станет законом о внешней трудовой миграции. Это достижение для Узбекистана.
Какие основные направления трудовой миграции Вы выделяете? На что необходимо обратить внимание при подготовке кадров?
— География трудовой миграции расширяется. Раньше традиционно мы ориентировались на рынки РФ, Южной Кореи, Казахстана, но на сегодняшний день есть такие партнеры как, например, Сербия — в прошлом году туда отправили 435 трудовых мигрантов, Катар (280), Япония (156), Латвия (117), Великобритания (114), Германия (63), ОАЭ (56), Польша (21), Хорватия (15). Мы стали отправлять очень много граждан в другие страны для осуществления трудовой миграции.
Кроме того, была поставлена задача отправлять подготовленные трудовые ресурсы. Чтобы они были обучены истории, законам, языку, skills — то есть навыкам. Человек должен быть подготовленным к осуществлению трудовой миграции.
Исходя из этого, был принят ряд мер, которые успешно реализуются. В 14 областях, Каракалпакстане и городе Ташкент созданы моноцентры. Там с партнерами осуществляется ряд программ по обучению языку и навыкам.
Есть такие неправительственные международные организации, как Worldskills Uzbekistan. По программе Worldskills в этих же центрах осуществляется обучение. Кроме того, Японский центр сотрудничает с Минтрудом. Активно ведется работа по обучению с партнерами из Германии. Сейчас несколько граждан прошли курсы по немецкому языку.
Активно ведется сотрудничество с Израилем. Они предлагают рабочие места, но с изучением иврита есть некоторые сложности. Во-первых, нет преподавателей, во-вторых, желающих тоже мало.
Активно ведется сотрудничество с канадскими компаниями, но у них своеобразная миграционная политика. Мы сотрудничаем не только с государственными властными структурами, но и HR-агентствами.
Что касается Российской Федерации, то сейчас активное сотрудничество в основном ведет РУДН (Российский университет дружбы народов). Они оценивают знания языка и выдают сертификаты. Я предлагаю подключать не только РУДН, но и другие университеты к этой деятельности.
В прошлом году было принято 149 постановлений президента Республики Узбекистан, исходя из которых было создано около 24 представительств Агентства внешней трудовой миграции в России, Казахстане, Турции.
Узбекистан хотел бы и в других государствах создавать агентства. Но для этого нужен большой пакет двусторонних соглашений с другими партнерами, в том числе Европейским Союзом, так как у них своя миграционная политика. У них есть Лиссабонский договор, Шенгенский кодекс, Дублинский регламент. Надо активно вести сотрудничество, чтобы расширить географию по трудовой миграции.
Какие проблемы и перспективы трудовой миграции Вы можете выделить, в том числе в партнерстве с Россией?
— Например, из Узбекистана поставлены рейсы автобусов, которые могут перевозить трудовых мигрантов на территорию РФ. Но так как трудовой договор заключается по месту назначения, если по дороге происходят какие-то непредвиденные обстоятельства, то по закону Узбекистана мы не можем определить, что они являются трудовыми мигрантами. Что мы делаем? Мы обязательно делаем страхование, чтобы человек мог получить страховой полис по этому поводу при перевозке.
Хотелось бы отметить, что с РФ создаются условия для адаптации наших трудовых мигрантов. Важно знать какие в последнее время принимаются постановления? Какие распоряжения даются со стороны ведомственных структур, чтобы облегчить жизнь нашим мигрантам? Да, трудовые мигранты с одной стороны занимают трудовые рынки на определенной части территории России, с другой стороны они обязательно вносят свою лепту в развитие данного государства.
На сегодняшний день Узбекистан не только со стороны Агентства внешней трудовой миграции ведет регулирование трудовой миграции. У нас есть HR-агентства, которые по лицензии помогают осуществлять трудовую деятельность граждан Узбекистана.
Хотелось бы, чтобы и другие HR-компании, успешно работающие на рынках в Европе и других государствах, сотрудничали не только с государственными органами в виде Агентства внешней трудовой миграции, но и нашими HR-агентствами.