-
12-09-2024, 14:24
-
12-09-2024, 14:23
-
12-09-2024, 14:22
-
12-09-2024, 14:21
Национальный банк КР опубликовал данные о статистике денежных переводов, осуществленных физическими лицами за январь-ноябрь 2022 года. Они касаются как притока, так и оттока денежных средств из республики. Отметим, что переводы осуществляются в разных валютах, но Нацбанк указывает их эквивалент в долларах.
Согласно данным финансового регулятора Киргизии, в прошлом году показатели по притоку денежных средств, основная часть которых приходится на переводы трудовых мигрантов, побила все прежние рекорды: за 11 месяцев в республику было переведено свыше 2,73 млрд долларов. Ранее максимальная цифра за аналогичный период в 2,517 млрд долларов была зафиксирована в 2021 году.
В 2022 году переводы в Киргизию поступали из США – 50,9 млн долларов, Турции – 11,3 млн долларов, Казахстана – 6 млн долларов, Германии – 4,2 млн долларов, Великобритании – чуть больше 5 млн долларов. Однако безусловным лидером по данным показателям по-прежнему остается Россия, откуда в прошлом году было переведено свыше 2,6 млрд долларов.
Отток денежных средств из Киргизии также показал рекордный рост. Объемы переводов из республики увеличились практически в три раза. Если в 2021 году из республики было переведено чуть больше 562 млн долларов, то за 11 месяцев прошлого года этот показатель составил свыше 1,82 млрд долларов.
Своим мнением о причинах складывающейся в Киргизии финансовой ситуации с «Ритмом Евразии» поделился директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» политолог Игорь Шестаков.
– Игорь Альбертович, данные Нацбанка КР по денежным переводам физических лиц из России показывают абсолютный рекорд – в 2022 году Киргизию было переведено свыше 2,6 млрд долларов. На ваш взгляд, с чем это связано?
– Надо отметить, что показатели по денежным переводам из Российской Федерации демонстрируют устойчивый рост уже три года. В 2020 году, несмотря на жёсткие ограничения, карантины и локдауны, сумма переводов от наших граждан, работающих в российских регионах, составила 2,2 млрд долларов. В 2021 году этот показатель вырос больше чем на 200 млн и достиг 2,45 млрд долларов. Прошлый год, как отмечается, снова оказался рекордным. В республику было переведено 2,6 млрд долларов, вопреки беспрецедентным санкциям Запада против России: отключению от SWIFT, уходу из РФ западных компаний, работавших в том числе и в сфере услуг, где трудились многие киргизстанцы.
При этом надо учитывать, что цифры, о которых говорит Нацбанк, учитывают только те поступления в республику денежных средств, которые осуществляются через банковскую систему. Фактические же показатели намного выше, поскольку многие все еще возят деньги наличкой.
Все это свидетельствует о том, что никакие ультимативные действия США и стран Европейского союза в отношении российской экономики не отпугнули граждан Киргизии от работы на российских предприятиях.
На мой взгляд, еще один вывод, который можно сделать из данной ситуации, заключается в том, что экономика России стабильна и вопреки всем санкционным действиям Запада она продолжает функционировать в дееспособном режиме. Даже западные аналитики пришли к выводу, что по итогам 2022 года санкции не смогли стать тормозом для функционирования основных российских предприятий и оказать максимально деструктивное воздействие на российскую промышленность и экономику.
Кроме того, работают и положения ЕАЭС, которые обеспечивают определённые льготы для трудовых мигрантов. Мне кажется, это два основных аспекта, обеспечивающих увеличение объемов денежных переводов наших соотечественников из России в Киргизию.
Не стоит забывать и о том, что интенсивная трудовая миграция из Киргизии в Россию осуществляется уже на протяжении последних как минимум двадцати лет. За это время многие киргизстанцы открыли в РФ бизнес и стали успешными предпринимателями. То есть мигранты – это не только те граждане, которые едут в Россию, где работают в каких-то компаниях и таким образом зарабатывают, многие сами являются владельцами компаний и при этом продолжают помогать своим родным и близким в КР. И это тоже одна из ключевых составляющих денежных переводов. Я думаю, средний показатель – 2,2 млрд долларов, ниже которого объемы денежных переводов не опускаются уже много лет, несмотря на катаклизмы, происходящие в мировой и в российской экономике, не сократится и в 2023 году. По моим оценкам, снижения не будет, потому что у киргизстанцев есть свои ниши на российском рынке труда, которые они будут и дальше занимать.
– В начале 2022 года, после начала СВО, звучали прогнозы, что миграционные процессы значительно изменятся, что трудящиеся в России граждане Киргизии массово будут возвращаться на родину и т. д. Насколько сбылись эти прогнозы?
– Заявления отдельных экспертов, звучавшие в прошлом году, что с введением санкций с марта 2022 года сотни тысяч киргизстанцев возвратятся на родину, что миграционные потоки резко сократятся, не оправдались. Мы не увидели массового возвращения наших граждан домой. Наоборот, кыргызстанцы по-прежнему очень активно выезжают на работу в российские регионы, поскольку рынок труда РФ как был, так и остаётся приоритетным для наших граждан.
Я думаю, что в ближайшее время мы узнаем, сколько граждан Киргизии за минувший год выехали в Россию. Но, по предварительным данным, эти показатели критично не сократились по сравнению с прошлыми годами.
Стоит отметить, что киргизстанцы достаточно востребованы на российском рынке труда, особенно в сфере услуг, поскольку их преимуществом на фоне представителей других центральноазиатских республик является хорошее знание русского языка. В 2022 году санкции не нанесли сокрушительного удара по функционированию рынка услуг. Да, какие-то компании, например тот же Макдональдс, и ушли из России, но на их место пришли российские аналоги, и наши соотечественники без работы не остались. Как и прежде работают службы доставки, такси, кафе, рестораны и т. д. Поэтому наши граждане успешно продолжают работать и отправлять денежные переводы на родину.
Чтобы произошло массовое возвращение граждан в Киргизию, в республике должно появиться достаточно новых рабочих мест. А их нет, поэтому работающие в России киргизстанцы, которых не устраивают условия труда или заработная плата, рассматривают другие варианты работы, но в той же России, возможно, в других ее регионах. Стоит отметить, что КР по-прежнему испытывает серьезные сложности не только с созданием рабочих мест, но и размерами заработной платы.
Насколько я знаю, наш строительный бизнес, занимающийся возведением жилья, платит достаточно хорошую зарплату, поэтому граждане, которые там работают, не стремятся в Россию – у них есть альтернатива на родине. Однако в республике есть целые регионы, где у людей нет возможности зарабатывать достаточно для того, чтобы обеспечивать свои семьи, и поэтому их взоры устремляются на Российскую Федерацию. Во время пандемии коронавируса киргизстанцы отправляли деньги своим родственникам в Россию, чтобы они там продержались какое-то время и могли найти новую работу, потому что на сегодня у многих наших граждан альтернативы российскому рынку труда нет.
Нужно сказать, что после начала специальной военной операции в соцсетях стали появляться фейки и даже публиковались, на мой взгляд, фальшивые повестки, мол, киргизстанцев в России забирают в армию и отправляют на Украину для участия в боевых действиях. Такие вбросы, которые имели явно заказной характер, чтобы, с одной стороны, напугать обычных граждан, а с другой – дискредитировать российскую власть, никак не повлияли на популярность российского рынка труда среди граждан Киргизии, как и не помогли создать панические настроения в среде киргизской диаспоры в РФ.
Другой вопрос, надо посмотреть, сколько наших граждан в прошлом году подали документы на получение российского гражданства. Возможно, на эти показатели СВО и повлияла, но на миграционные потоки – нет.
– Какое отношение к росту денежных переводов может иметь рекордный приток российских граждан в Киргизию в 2022 году? Как они вообще повлияли на внутриполитическую и социально-экономическую ситуацию в республике?
– Я думаю, что наплыв российских граждан в Киргизию, безусловно, повлиял на количество денежных переводов. В киргизских банках я видел много россиян, которые приходили за получением денежных переводов. Их конечно значительно меньше, чем киргизстанцев, но такая ситуация имела место. При этом нужно понимать, что выросло и число переводов из Киргизии в Россию.
Важно отметить, что за прошлый год значительно вырос и торговый оборот между Киргизией и Россией, при этом изменилась его структура. Он стал рекордным в плане экспорта для Киргизии: в отдельные месяцы прошлого года он достигал 80% в общем товарообороте, чего раньше никогда не было. Это говорит об активизации торгово-экономических отношений между КР и РФ, что связано, прежде всего, с санкциями. Не было бы санкций, таких показателей мы бы еще не скоро достигли.
По разным оценкам, в первом полугодии прошлого года к нам приехало порядка 20 IT-компаний, а также компаний, которые занимаются торговлей. У нас, например, открылся Ozon – известная российская платформа электронной торговли.
На мой взгляд, процессы, в рамках которых российские компании будут приходить в Киргизию и работать по тем или иным соглашениям в формате ЕАЭС, уже в обозримом будущем станут закономерными, поскольку российский бизнес сегодня максимально выдавлен из того же Европейского союза. И мы видим, что уже сейчас внимание на Центральную Азию в целом и Киргизию в частности обратили не только IT-компании, но и фирмы, которые занимаются производством продуктов питания, товаров народного потребления и т. п. Вероятней всего, они также будут открывать свои филиалы в нашей стране, соответственно, здесь будет жить и работать еще больше российских граждан. Они и раньше работали на совместных предприятиях, таких как, например, «Газпром». Но этот список был достаточно небольшим, сейчас он будет расширяться. И я думаю, это даст хороший импульс для дальнейшего наращивания торгово-экономических отношений не только между Киргизией и Россией, но и в целом в рамках ЕАЭС.
– Известно, что на протяжении прошлого года возникали определенные сложности с переводами денежных средств из России в Киргизию. Как сейчас обстоят дела с этим вопросом?
– После того как отключили SWIFT, наиболее востребованной системой переводов стала карта «Мир». В Киргизии более десяти банков взаимодействовали с этой платежной системой, были установлены партнерские отношения с целым рядом российских банков, включая Сбербанк. Это было обусловлено, прежде всего, теми финансовыми потоками, которые отправляли трудовые мигранты. В какой-то момент из-за угрозы вторичных санкций часть киргизских банков, я подчеркиваю, не все банки, а только часть из них, отказалась работать с картой «Мир». Это происходило не только в нашей республике, но и многих других постсоветских государствах. Позже, как мы знаем, и в Киргизии, и в Казахстане данная проблема была решена, карты «Мир» снова заработали. Вместе с тем на территории России стали работать национальные платежные системы стран ЕАЭС, появилась возможность использовать на территории РФ банковские карты стран Евразийского экономического союза. Т. е. банки достаточно оперативно решили эту проблему.
Я думаю, что и в будущем проблем с переводами быть не должно, если их не было в 2022 году, когда было введено беспрецедентное количество антироссийских санкций. Пойдет ли Запад на ужесточение вторичных санкций, которые полностью перекроют возможности перевода средств между Киргизией и Россией? Я думаю, что не пойдет, потому что здесь присутствуют и политические моменты, такие шаги со стороны западных стран значительно ударят по имиджу, прежде всего, США и Европейского союза в глазах рядовых граждан КР. Тем более что речь идет о переводе российской национальной валюты, а не долларов и евро.
Понятно, что вопрос вторичных санкций пока остается открытым, но до сих пор мы не увидели максимально жестких мер, и, я думаю, не увидим в дальнейшем. Западные страны ведут многоходовую деятельность: с одной стороны, демонстрируют жесткость, с другой – хотят показать себя либералами. Поэтому, по моим оценкам, в 2023 году серьезных проблем с переводами средств между Киргизией и Россией не будет.
– Как сообщает Нацбанк Киргизии, в 2022 году второе место по количеству денежных переводов – $51 млн заняли США. Это тоже своего рода рекордный показатель. С чем он связан? Говорит ли это о том, что все больше кыргызстанцев едут на заработки на Американский континент?
– США традиционно являются второй страной по количеству денежных переводов в Киргизию. Суммы постоянно меняются, но в 2022 году объем переводов был рекордным. Я думаю, это связано с тем, что за последние несколько лет для граждан Киргизии была упрощена процедура въезда в Соединенные Штаты Америки: при Байдене политика изменилась и дверь для киргизстанцев немного приоткрыли. Сложно сказать точно, сколько наших соотечественников там сейчас находится, но однозначно не больше 30 тыс. человек.
Безусловно, США тоже является интересным миграционным направлением для киргизстанцев, что видно по числу подаваемых заявок на получение Green Card – оно за последние несколько лет значительно увеличилось. Но есть и много мифов вокруг высочайших зарплат, которые наши граждане там якобы зарабатывают. Я общался с людьми, чьи родственники работают в Соединенных Штатах в транспортной сфере, и они рассказывали о том, что информация в соцсетях, где говорится, что наши соотечественники, работающие на фурах, якобы получают 25 тыс. долларов, а таксисты – минимум 10 тыс. долларов в месяц, даже близко не соответствует действительности. Реальные заработки в разы ниже. Эти информационные вбросы, которые пока не ясно кем и с какой целью осуществляются, конечно, подогревают ажиотаж.
Но если исходить из реалий работы наших соотечественников на Западе, то в прошлом году Великобритания предоставила Киргизии квоту всего на одну тысячу рабочих мест. Но когда потребность в рабочих местах оценивается сотнями тысяч, одна тысяча – это даже не капля в море, это вообще ничего. На мой взгляд, сегодня процесс привлечения трудящихся из Киргизии на работу в США и Европейский союз – это скорее имиджевый ход. Киргизстанцы вроде бы и могут воспользоваться шансом и попытаться найти работу в западных странах, но это как лотерея. Есть проблемы с тем, чтобы добраться туда, собрать документы, получить визу и т. д. В этой связи многие наши граждане нередко становятся жертвами недобросовестных компаний и мошенников, которые берут с них огромные деньги, а в итоге люди оказываются в чужой стране без денег, жилья и перспектив трудоустройства.
Поэтому повторю еще раз: российский рынок труда как был, так и остаётся приоритетным для наших граждан и альтернативы ему, по крайней мере пока, нет.