-
12-09-2024, 14:24
-
12-09-2024, 14:23
-
12-09-2024, 14:22
-
12-09-2024, 14:21
Кто и для чего поднимает тему русского языка в Киргизии? С какой целью в СМИ обсуждаются скандальные инициативы отдельных политиков и чиновников? Какие риски порождает непонимание потребностей населения Киргизии? Подробности - в материале Ia-centr.ru.
25 ноября на заседании Народного курултая спикер киргизского парламента Нурланбек Шакиев, обсуждая способы улучшить жизнь киргизстанцев, выступил с инициативой срочно переименовать все четыре района в столице страны. Шакиеву сохранившиеся со времен СССР названия «Ленинский», «Первомайский», «Октябрьский» и «Свердловский» не понравились тем, что они были взяты «из других языков».
Заявление спикера вызвало оживленную дискуссию и стало одним из наиболее заметных событий в ходе мероприятия.
15 декабря Нурланбек Шакиев вновь стал участником языкового скандала. На этот раз он во время заседания парламента запретил главе Минприроды Динаре Кутмановой выступать на русском языке.
Интересно, что подобными действиями спикер проигнорировал внутренние правила парламента, а именно статью 36 регламента: «Депутат, а также приглашенные лица вправе выступать на заседаниях Жогорку Кенеша на русском языке».
Получается, что спикер либо не знал содержания регламента, либо осознанно его проигнорировал. Попутно политик не стал обращать внимание и на Конституцию республики, в которой русский язык имеет статус официального.
Быть может, Нурлан Шакиев сам не знает русского? Нет, политик свободно им владеет и может на нем выступать, что продемонстрировал недавно на заседаниях Парламентской ассамблеи ОДКБ в Москве.
В чем причина таких действий спикера? Вариантов тут несколько.
Игры вокруг русского языка являются одними из любимейших среди части киргизских политиков, стремящихся легко и быстро заработать политические очки. В разные годы местные общественные деятели предлагали запретить русский язык, переименовать улицы, районы и города, они же, обещая решить проблемы простых людей, требовали переставить памятники или убрать мумию из музея, похоронив ее согласно нормам шариата.
Выступая со скандальными инициативами, заявляя о своей любви к родине и при этом ничего не делая для неё, отдельные политики пытаются заработать дешевую популярность, а затем обменять ее на пост в государственной компании или министерстве.
Споры вокруг роли русского и киргизского языков в Киргизии, а также идеи о переименованиях, всплывающие каждые 1,5–2 года, помимо политического, имеют и финансовое измерение.
Деньги, которые власти Киргизии направляют на развитие киргизского языка, успешно осваиваются чиновниками и общественными организациями. Их деятельность регулярно сопровождается скандалами и обвинениями в неэффективном расходовании государственных средств. На аналогичные проблемы в частных беседах жалуются и представители иностранных структур, которые дают деньги неправительственным организациям.
В обоих случаях киргизский язык серьезного развития не получает, но люди, занятые его поддержкой, покупают машины, строят дома и пополняют банковские счета за рубежом.
Инициативы с переименованием районов особенно интересны – бессмысленная трата бюджетных денег для политиков и чиновников дает возможность не только распилить народные деньги, осваивая заказ на новые таблички, но еще и оказать услугу какой-нибудь влиятельной семье в стране, назвав фамилией ее представителя улицу или район города.
Критикуя русский язык, политики Центральной Азии могут пытаться заручиться поддержкой ряда стран Запада. США и ЕС активно ищут и готовы платить тем, кто открыто выступит с критикой российского языка и российских инициатив в регионе. Участвуя в подобных акциях, можно неплохо заработать и обзавестись влиятельными покровителями за рубежом.
Сотрудникам СМИ обещают финансовую поддержку и перспективу переезда в «демократические страны», политикам - обеспечивают упрощенный режим ведения бизнеса и гарантируют безопасность их активов в западных банках. Выгодное дело, если не считать, что подобные действия наносят ущерб интересам страны.
Пытаясь оседлать националистические настроения в обществе, заработать и завести влиятельных друзей за рубежом, политики забывают о своих собственных гражданах. Силы и время, необходимые для решения насущных проблем в стране (растущая безработица, проблемы в медицине и образовании, низкие зарплаты бюджетников, деградирующая наука и т. п.) тратятся на политические игры.
Развитие Киргизии без развития обоих языков - киргизского и русского - окажется проблематичным. Ценность киргизского безусловна - тут и развитие национального самосознания, и сохранение традиций, и развитие культуры. Русский язык также важен - это язык науки, культуры, межнациональных коммуникаций. Знание русского позволяет сотням тысячам киргизстанцев, находясь в России, легче встраиваться в общество и больше зарабатывать.
Конфликт между русскоязычными и киргизоязычными гражданами страны, который пытаются по глупости или осознанно раскачать некоторые политики, не только невыгоден стране, но и порождает лишние риски. Если игры с огнем обернутся проблемами, виновники сбегут в Лондона или Дубай - примеров в киргизской истории предостаточно. Разгребать проблемы придется обычным жителям.