-
4-10-2024, 14:43
-
4-10-2024, 14:42
-
3-10-2024, 11:09
-
3-10-2024, 11:05
-
3-10-2024, 11:03
На досрочных президентских выборах в Казахстане Касым-Жомарт Токаев одержал убедительную победу. Не в последнюю очередь – благодаря консолидирующей риторике и всестороннему использованию инструментов общественной поддержки. О механизмах легитимации, которые применяет власть в РК – в материале Ia-centr.ru.
21 ноября в Казахстане стали известны первые итоги выборов. Так, по данным exit poll's Касым-Жомарт Токаев набрал 82,45% голосов. Официальные итоги ЦИК Казахстана огласит позже, но вопрос о победителе избирательной гонки можно считать решенным.
Сам Токаев в тот же день прибыл в Республиканский общественный штаб, где ознакомился с предварительными итогами голосования. По его словам, избирательная кампания «останется в истории» Казахстана, так как станет отправной точкой для «новой формы политического устройства страны».
С момента объявления сентябрьского Послания, когда глава государства анонсировал досрочные выборы, аналитики утверждали, что главная цель кампании – «перезапустить» легитимность Токаева как президента и консолидировать нацию. О том, что внимание к этой задаче не ослабевает, свидетельствуют риторические акценты, красной нитью перетекающие из одной речи президента в другую.
«Призываю всех вас к единству!» – заявил Токаев на встрече в общественном штабе 21 ноября. Единство нации остается константным лейтмотивом самых «громких» президентских реформ и речей. При этом казахстанское общество каждый раз получает напоминание о том, что является антитезой единству. Важнейшие мероприятия, призванные показать сплоченность и консолидацию нации, синхронно сопровождаются воспоминаниями о январской трагедии.
Токаев говорил о ней в день конституционного референдума 5 июня, пообещав обнародовать список погибших (в августе обещание было исполнено). 1 сентября, выступая с Посланием, президент объявил амнистию участникам беспорядков, не совершившим тяжких преступлений. 26 октября, вскоре после старта предвыборной агитации, закон «Об амнистии» включили в повестку заседаний Сената Парламента, а 2 ноября его подписал глава государства.
Безусловно, амнистия – реальный вклад в примирение и консолидацию казахстанского общества. Учитывая, что подписанный президентом закон предполагает помощь тем амнистированным, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации. При этом амнистия и «извлечение уроков» из января стали доказательством успехов политики Токаева. Не случайно в последний раз глава государства вспоминал об «уроках» январских событий накануне выборов, выступая 16 ноября с речью в Алматы.
Напоминание о событиях января, конечно, не является основным методом «перезагрузки» общественного единства и собственной легитимности для Токаева. Президент также задействовал свежие символы, работающие на консолидацию – вроде восстановленного Дня Республики, призванного стать важной вехой в деле нациестроительства.
В то же время, важной задачей токаевской политики остается демонстрация «низового участия», утверждающего легитимность президентских решений от лица казахстанского народа. За проявления такого участия в РК отвечают специальные общественно-политические структуры, традиционно вступающие в диалог с властью от лица нации.
С момента обретения независимости в Казахстане формировались политические институты, отвечающие за консолидацию общества и «надпартийную» легитимность президентских решений. Важнейшим из таких институтов является Ассамблея народа Казахстана (АНК), сформированная по инициативе Нурсултана Назарбаева в 1990-е. Тогда первому президенту приходилось конкурировать за власть со старой коммунистической элитой. Впервые Назарбаев озвучил идею создания Ассамблеи в 1992 году, а в марте 1995 был подписан соответствующий указ.
Неизменной чертой правления Назарбаева было активное использование механизмов общественного участия, одним из которых и стала вновь созданная Ассамблея. При этом АНК как совещательный орган, среди прочих задач, отвечала за вопросы нациестроительства, патриотизма, национально-культурные проекты – иными словами, за работу в области идеологии. До 2021 года Ассамблею бессменно возглавлял Нурсултан Назарбаев, после чего этот пост перешел к Касым-Жомарту Токаеву.
Первый президент постепенно включал лояльный себе институт в общее политическое поле. Уже к 2000-м годам представители АНК обосновались в парламенте. В Мажилисе представители Ассамблеи и некоторые другие депутаты сформировали группу «Жаңа Қазақстан», поддерживавшую значимые для Назарбаева законопроекты. С 2007 года влияние АНК в парламенте укрепилось – статус межнационального органа был закреплен в Конституции РК, благодаря чему Ассамблея получила спецквоту для своих представителей в Мажилисе.
АНК как проназарбаевская структура отвечала за гражданскую консолидацию и «общественную инициативу», продвигая в политическом поле «президентскую» повестку. Так, в феврале 2015 года именно Совет Ассамблеи предложил провести в том же году досрочную избирательную кампанию, апеллируя к «голосу народа»: «Члены Совета выразили единогласную поддержку многочисленным обращениям граждан с инициативой о проведении досрочных выборов Президента Республики Казахстан, поступающим в адрес АНК». После этого депутатская группа Ассамблеи внесла соответствующие предложения в Мажилис, и Нурсултан Назарбаев был переизбран на новый срок.
Поддержку АНК и пропрезидентских групп, несмотря на декларацию разрыва с «назарбаевским» прошлым после событий января 2022 года, широко использует и Токаев. Так, в мартовском Послании глава государства пообещал упразднить квоту на 9 депутатов АНК в Мажилисе. При этом чуть ранее, 9 февраля 2022 года в Мажилисе вновь появилась группа депутатов «Жаңа Қазақстан». Формально она не связана с АНК, но при этом преследует схожие цели, а именно «законодательное обеспечение и реализацию инициатив Президента». Именно «Жаңа Қазақстан» 2 сентября провела через парламент инициативу Токаева об ограничении президентского срока, озвученную днем ранее в Послании главы государства.
Сама АНК также остается институтом легитимации президентских инициатив. Так, о проведении июньского референдума президент впервые объявил на 31-й сессии Ассамблеи народа Казахстана. Одновременно Токаев взял курс на создание собственных институтов легитимации, не связанных с «назарбаевским» прошлым. В 2022 году он создал совещательный орган – Народный курултай, первая сессия которого состоялась 16 июня. Как ранее отмечал Ia-centr.ru, механизм создания Курултая во многом дублирует историю появления АНК.
Курултай подавался как новая форма диалога власти и общества (в духе политики «слышащего государства»). Президент даже предложил создать форму цифровой «обратной связи» в приложении Qurultay, через которое граждане могли бы предлагать идеи реформ. При этом сам Курултай (как и АНК) возглавляет Токаев. Это позволяет ему проводить через орган собственные решения, обеспечивая их ореолом общественной поддержки. Так, именно на сессии Курултая 16 июня Токаев предложил возродить День Республики как национальный праздник.
Курултай, АНК и депутатские группы можно считать устойчивыми институциями, за которыми стоит давняя политическая традиция. При этом Токаев опирается и на более «рыхлые» образования, формирующиеся для решения конкретных ситуативных задач. К этой категории относятся «общественные штабы», появление которых мы наблюдали в 2022 году.
Основными чертами подобных объединений являются короткий срок работы и пестрый состав, призванный подчеркнуть «широкое гражданское участие». Кроме того, в деятельности подобных структур обычно участвуют административный ресурс и парламентские партии.
Так, 6 мая по инициативе Объединения депутатов маслихатов РК в стране появился Республиканский штаб поддержки конституционного референдума. Его возглавил председатель объединения маслихатов Тулеубек Мукашев, ранее известный работой в партии «Нур Отан». Основной задачей штаба было разъяснять гражданам «положения конституционной реформы». В работе городских штабов участвовали представители АНК, партий «Ауыл» и «Ак жол», Совета ветеранов и множества общественных организаций.
Схожий механизм был задействован при выдвижении Токаева кандидатом в президенты, только теперь все проходило в еще большей спешке. 5 октября, как по команде, множество разрозненных объединений (Гражданский альянс Казахстана, объединения депутатов маслихатов, Казахстанский союз спортсменов и т.д.) почти одновременно выдвинули кандидатуру действующего главы государства на досрочные выборы. При этом сам президент заявлял, что готов идти на выборы от «широкой коалиции общественно-политических сил». 6 октября председатель «Amanat» Ерлан Кошанов объявил о создании Народной коалиции в поддержку Токаева. В нее вошли все три парламентские партии и около 30 общественных объединений.
Во второй половине дня 6 октября коалиция провела форум в Астане, на котором сразу выступил президент. По словам Токаева, коалиция представила «все социальные слои» – иными словами, стала идеальным механизмом общенациональной легитимности. 19 октября к объединению присоединились еще 15 организаций, среди которых были Федерация профсоюзов, Союз отцов, Союз организаций инвалидов РК, ассоциации экологов, футболистов, писателей, IT-специалистов и т.д.
Тулеубек Мукашев неслучайно сравнивал появление коалиции с подготовкой июньского референдума. К началу избирательной кампании идентичность прослеживалась даже на уровне названий. Представители коалиции к концу октября сформировали Республиканский общественный штаб, основной функцией которого, как и при голосовании по конституционным поправкам, была агитация и демонстрация общественной поддержки президенту.
Как уже отмечал Ia-centr.ru, управленческая модель Касым-Жомарта Токаева содержит в себе смысловой парадокс. Объявив курс на «демонтаж» прежней суперпрезидентской республики, он использует для проведения реформ механизмы, унаследованные от предыдущей системы. Фактически, на уровне практики разрыва с прошлым пока не произошло. Ту же опору на поддержку «широкой общественности», те же комбинации админресурса и гражданских инициатив мы помним по временам Назарбаева.
Большинство общественно значимых проектов власть проводит в жизнь через пестрые и внешне разрозненные структуры, которые, тем не менее, всегда тесно связаны с лояльными президенту институциями и партиями. Власть стремится придать своим начинаниям ореол «спонтанности», чтобы подчеркнуть роль общественно-низовой инициативы. Однако добиться этого эффекта удается не всегда.
Так, мероприятия 5-6 октября, связанные с появлением Народной коалиции, прошли столь стремительно, что просто не могли состояться без заблаговременных договоренностей с администрацией президента. Иными словами, значимые политические инициативы по-прежнему проводятся в режиме «ручного управления» – с той разницей, что новая команда стремится предложить свежие политические идеи.