Интервью Vzglyad.az с кандидатом философских наук, старшим научным сотрудником Института государства и права Академии наук Республики Узбекистан Равшаном Назаровым.
- Какой вклад внесли тюркские страны и народы в мировую историю?
- Тюркские страны и народы внесли свой значительный вклад в мировую историю. Это касается любых регионов, где проживали и проживают тюрки, будь то Алтай (и Сибирь в целом), северо-запад Китая, Центральная Азия, Урало-Поволжье, Северный и Южный Кавказ, Турция, Балканский полуостров, Кипр…
В истории оставили заметный след многие тюркские государства: Первый Тюркский каганат (VI - начало VII вв.), простиравшийся от Маньчжурии до Черного моря; Восточно-Тюркский каганат (VII в.) – от Кашгара до Тихого океана; Западно-Тюркский каганат (VII в.) – от Черного моря до северо-востока Индии; Второй Тюркский каганат (VII - VIII вв.), Тюргешский каганат (VIII в.), Уйгурский каганат (VIII- IX вв.), Карлукское государство (VIII- X вв.), Огузское государство (VIII- XI вв.), Государство Газневидов (Х-ХII вв.), Государство Караханидов (Х-ХIII вв.), Государство Хорезмшахов (ХI-ХIII вв.), Империя Темуридов (ХIV- начало ХVI вв.), Государство Шейбанидов (ХV- ХVI вв.), Хивинское ханство династий Арабшахидов (ХVI-ХVIII вв.) – и Кунгратов (ХVIII - ХХ вв.), Кокандское ханство династий Мингов (ХVIII – ХIХ вв.), Бухарский эмират династии Мангытов (ХVIII – ХХ вв.) и многие другие государства.
Только наш регион Центральной Азии дал миру таких выдающихся исторических личностей как: - государственные и политические деятели - Шегуй-каган, То-ябгу-каган, Чекин Чур-Бильге, Ашина Хушэло-Шад, Ушлик (Уч-элиг-каган), Сулук Великий, Али-Хан, Шах-Малик, Бильге Кюль-Кадыр-хан, Сатук Богра-хан, Себук-тегин, Бахрам-Шах, Ала ад-дин Текеш, Амир Темур, Захиреддин Мухаммад Бабур, Шергази-хан, Саид Мухаммад Али-хан, Мухаммад Рахим-хан Феруз, Саид Абдул-Ахад-хан, Файзулла Ходжаев, Юлдаш Ахунбабаев, Шараф Рашидов, Ислам Каримов и многие другие,
- полководцы и военачальники – Джалаладдин Мангуберди, Якуб-бек, Джура-бек, Баба-бек, Матмурад-деванбеги, Шайх-Назар-есаулбаши, генерал Сабир Рахимов, генерал Файзулла Нарходжаев, генерал Сабир Ахунджанов, генерал Кабул Бердиев и многие другие,
- ученые, мыслители – Абу Наср Фараби, Мухаммад аль-Хорезми, Ахмад аль-Фергани, Абу Райхан Беруни, Мирзо Улугбек, Али Кушчи, Ибрагим Муминов, Хабиб Абдуллаев, Ялкин Туракулов, Шавкат Аюпов и многие другие,
- религиозные деятели – Ахмад Яссави, Мухаммад аль-Бухари, Якуб аль-Чархи, Мухаммад ат-Термези, Зияуддин ибн Ишан Бабахан и многие другие,
- литераторы – Махмуд Кашгари, Юсуф Баласагуни, Ахмад Югнаки, Джамаладдин ат-Турки, Алишер Навои, Бабарахим Машраб, Мукими, Фуркат, Гафур Гулям, Айбек, Камиль Яшен, Раим Фархади, Эркин Вахидов, Явдат Ильясов, Максуд Шейх-заде и многие другие,
- художники, каллиграфы – Камолиддин Бехзод, Самиг Абдуллаев, Рахим Ахмедов, Урал Тансыкбаев, Мубарак Юлдашев, Чингиз Ахмаров, Турсунали Кузиев, Азад Хабибуллин. Рузы Чарыев и многие другие,
- историки – Низамаддин Шами, Хондамир, Давлат-шах Самарканди, Мирза-Мухаммад Хайдар, Абул-Гази, Мухаммад Юсуф Мунши, Мирза Шамс Бухари, Нияз Мухаммад Хоканди, Мулла Муса Сайрами, Ходжа Самандар Термези, Мухаммед Баяни, Мирза Салимбек, Мулла Исхак и др.,
- летчики-космонавты – Владимир Джанибеков, Салиджан Шарипов, Токтар Аубакиров, Талгат Мусабаев, Айдын Аимбетов.
- режиссеры – Худайберген Деванов, Камиль Ярматов, Али Хамраев, Мелис Абзалов, Шухрат Аббасов, Равиль Батыров, Наби Ганиев, Эльер Ишмухамедов, Тимур Бекмамбетов, Джахангир (Джаник) Файзиев, Юсуф Разыков, Фируддин Сафаров и многие другие.
- Как монгольские походы XIII-XV вв. повлияли на социально-экономическую и культурную жизнь тюркских народов?
- На мой взгляд, события XIII-XV вв. не вполне корректно называть «монгольскими походами» хотя бы потому, что в них самое активное участие принимали представители тюркских народов. Более того, армии монгольских государств в значительной степени состояли из тюркских воинов и командиров. Также много представителей тюркских этносов было в составе государственного аппарата, так, первым наместником Чагатайского Улуса в 1225-1238 гг. был хорезмиец Махмуд Ялавач, правителем Бухары – его сын Масуд-бек Хорезми. После отставки отца Масуд-бек стал наместником всего Мавераннахра, и оставался им полвека (1238-1289). Среди заслуг Масуд-бека – проведение денежной реформы, налаживание торговли, упорядочение сбора налогов, недопущение внутренних междоусобиц, развитие культуры и образования. В частности, именно он открыл несколько медресе, самым крупным из которых было «Масудийе» (свыше 1000 обучавшихся).
Тюрки Ферганской долины и Семиречья вообще имели внутреннюю автономию в составе Улуса. Тюрки вообще занимали очень значительное место в государственной структуре Монгольской империи. Достаточно вспомнить такие фигуры как регентша Дорегене-хатун (вдова Угэдэй-хана, по происхождению из тюрков-меркитов), государственный канцлер Чинкай (тюрк-кереит), Аргун-Ага (наместник Ирана и Кавказа), Навруз (генерал, сын Аргун-Ага), Коркуз и Абага Тубшин (наместники Хорасана) и многие другие.
Именно в монгольской армии сформировались боевые кадры бойцов и командиров, которые стали основой армии Амира Темура, создавшего великую тюркскую державу, в состав которой вошли земли от Средиземного моря до границ Индии и Китая.
Одним из наиболее известных в мире представителей тюркских народов Центральной Азии является Амир Темур (он же - Тамерлан, Темур ибн Тарагай, Темур Барлас, Темур Аксак, Темур Гурган, Темур Сахибкиран, 1336-1405).
Распад Чагатайского Улуса на Мавераннахр (территория современного Узбекистана) и Могулистан (территория современных севера Кыргызстана и юго-востока Казахстана) привел к появлению целой плеяды молодых тюркских деятелей (Туглук-Темур, эмир Хусейн, Мухаммед-бек, Суюргатмыш-оглан и др.), среди которых заметное место занимал Темур. В 34 года (в 1370 г.) он стал эмиром Великого Турана, территория которого за несколько десятилетий выросла так, что объединила множество государств и народов – от Средиземного моря до границ Индии и Китая.
- Какие большие события произошли в исторической науке тюркского мира?
- До 1991 г. на политической карте мира было только одно суверенное тюркское государство - Турция. С 1991 г. их стало 6 – независимость получили Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан. Историческая наука всех тюркских государств получила бурное развитие. Только в Узбекистане за 30 лет независимости опубликованы сотни монографий и тысячи статей, защищены десятки диссертаций. Среди наиболее важных научных трудов ученых Узбекистана стоит отметить следующие: «Узбеки» (Москва: Наука, 2011), «Этнокультурные процессы в современном полиэтничном городе» (Ташкент, 2011), «Устная история в Узбекистане: теория и практика» (Ташкент, 2011), «История Узбекистана (XVI - начало XIX вв.) (Ташкент, 2012), «История общественно-культурного реформаторства на Кавказе и в Центральной Азии (ХIХ – начало ХХ вв.). (Самарканд: МИЦАИ, 2012), «Из истории военного дела Узбекистана» (Ташкент, 2012), «Очерки истории древних городов Узбекистана» (Ташкент, 2013), «Хорезм в истории государственности Узбекистана» (Ташкент, 2013), «История и историки Узбекистана в ХХ столетии» (Ташкент, 2014), «Историческая наука в контексте интеллектуального развития Центральной Азии» (Ташкент, 2014), «История Центральной Азии в трактовке современной медиевистики» (Ташкент, 2014), «Стратификационные процессы общества Узбекистана в контексте исторических процессов» (Ташкент, 2014), «Очерки новейшей истории Узбекистана» (Ташкент, 2015), «История Узбекистана (1917-1991 гг.)» в 2 томах (Ташкент, 2019), «Новейшая история Узбекистана» (2020) и многие другие.
В Узбекистане за годы независимости прошли такие масштабные международные конференции как: «Новейшая история Центральной Азии: Проблемы теории и методологии” (2015), “Бухара – город на Великом Шёлковом пути – один из центров всемирного туризма» (2016), “Общественные науки: состояние, пути развития и вопросы»(2016), образования “Актуальные влопросы этнологии Узбекистана” (2017), «Стратегия действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан и совершенствование духовно-культурной сферы страны” (2018), «История Ферганской долины в новых исследованиях» (2019), «Центральная Азия в международных отношениях XVIII- XIX вв.» (2020), «Узбекистан и Центральная Азия в системе мировой цивилизации» (2020), «Языки и литература в поликультурном пространстве» (2021) и др.
Ведущими учеными-историками в современном Узбекистане являются: археологи – Ахмадали Аскаров, Рустам Сулейманов, Фархад Максудов, Абдулхамид Анарбаев; медиевисты – Бахром Абдухалимов, Мирсадык Исхаков, Азимходжа Атаходжаев, Гайбулла Бабаяров; специалисты по истории Нового времени – Равшан Абдуллаев, Дилором Алимова, Шухрат Мухамедов, Шухрат Эргашев, Баходир Пасилов, Бахтиёр Бабаджанов, Саидакбар Агзамходжаев; специалисты по Новейшей истории – Мирзохид Рахимов, Эркин Нуриддинов, Алишер Сабиров, Шавкат Рахматуллаев; этнологи – Зоя Арифханова, Шерзод Абдуллаев, Адхам Аширов, Гульчехра Зунунова, Саодат Давлатова, Барно Убайдуллаева, Асрор Каюмов и многие другие.
Основными центрами исторической науки Узбекистана и связанных с ней научных дисциплин (археология, этнология, культурология, востоковедение, историко-политические исследования, историко-социальные исследования, историко-правовые исследования, историческая лингвистика и т.д.) в настоящее время являются: Международный институт Центрально-Азиатских исследований (МИЦАИ) при ЮНЕСКО, Международный институт Центральной Азии (МИЦА), Национальный центр археологии АН РУз, Институт востоковедения АН РУз, Институт искусствознания АН РУз, Координационно-методический центр по вопросам новейшей истории Узбекистана, Каракалпакский НИИ гуманитарных наук, Хорезмская Академия Мамуна, Государственный Музей истории Узбекистана, Государственный Музей истории Темуридов, Институт языка, литературы и фольклора АН РУз, Институт государства и права АН РУз, Исторические факультеты ведущих вузов (Национальный университет Узбекистана, Ташкентский государственный университет востоковедения, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, Самаркандский университет и др.) и т.д.
Ученые Узбекистана очень активно сотрудничают с коллегами из Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Турции, тюркских регионов России (Башкортостан, Татарстан, Алтай и т.д.). Мне самому посчастливилось неоднократно принимать участие в мероприятиях, которые проходили в таких центрах тюркской культуры как Алматы, Астана, Ашхабад, Баку, Бишкек, Казань, Мары, Ош, Стамбул, Тараз, Туркестан, Уральск, Уфа, Шымкент и многие другие. В настоящее время активно обсуждается вопрос создания единой истории тюркских народов в академическом, а затем и в популярном формате.
Сеймур МАМЕДОВ