-
Сегодня, 11:40
-
Сегодня, 11:37
Современные риски продовольственной безопасности в мире связаны с последствиями пандемии Covid-19 и санкционным давлением Запада на Россию и её партнёров, в том числе государства ЕАЭС. В 2021 году засуха в Латинской Америке также повлияла на сокращение продовольствия на глобальном рынке. Однако то, что происходит сегодня готовит для мировой экономики более непредсказуемый и затяжной продовольственный кризис.
Если фактор пандемии через локдауны привёл к закрытию или приостановке производств, нарушению логистических цепочек, то санкции многократно усилили этот негативный эффект.
К эпидемиологическим и климатическим рискам добавились политические, вызванные энергетической, транспортной и продовольственной блокадой отдельных экономик. Речь идёт, прежде всего, о попытках Запада изолировать Россию, являющуюся не только ведущей энергетической, но и аграрной державой.
Если обратиться к статистическим данным, то на Россию и Белоруссию приходится 25% всей мировой торговли минеральными удобрениями. Крупным экспортёром удобрений является и Китай, который сейчас временно закрылся и не поставляет их на внешние рынки. В общей сложности на три страны приходится около 40% от общей торговли. Поставки российских и белорусских удобрений осуществляется более чем в 100 государств.
В июльском заявлении Всемирной продовольственной программы ООН говорится, что человечество столкнётся с массовым голодом, политической дестабилизацией, а также неконтролируемой миграцией в том случае, если не будет принято каких-либо мер для решения продовольственного кризиса. На сайте ВПП 2022-й назван годом «беспрецедентного голода».
Тема глобальной продовольственной безопасности поднималась и в телефонном разговоре российского президента Владимира Путина с индонезийским лидером Джоко Видодо, которая прошла на позапрошлой неделе.
Страны ЕАЭС вносят свой значимый вклад в решение продовольственной проблемы. С одной стороны, государства евразийского объединения обеспечены основными видами сельхозпродукции, а с другой, экспортируют её на внешние рынки. Например, по таким позициям как зерно, мясо, рыба, масло, овощи, яйца, сахар и молочная продукция государства Союза полностью покрывают продовольственные потребности населения за счёт собственного производства. В силу климатических условий из третьих стран ввозятся орехи, тропические фрукты, кофе.
Ситуация с санкционным давлением на Россию и Белоруссию негативно повлияло на глобальную продовольственную безопасность, осложнённую эпидемиологическими издержками.
«Евразийской пятёрке» пришлось прибегнуть к антикризисным мерам, чтобы обеспечить продовольственную безопасность как внутри своих стран, так и в ЕАЭС. Реализуемые меры, как например трёхмесячный запрет на вывоз зерна из России в другие государства Союза (кроме Белоруссии), носили вынужденный характер. Благодаря антикризисным решениям удалось стабилизировать ситуацию и не допустить продовольственного дефицита на рынке ЕАЭС.
Вместе с тем, ситуация на глобальном рынке продовольствия может заметно ухудшиться из-за дальнейшей деструкции логистических коридоров и роста цен на материально-ресурсную базу.
Важно обеспечивать выход экономических операторов стран ЕАЭС на внешние рынки и поощрять активность в крупных инфраструктурных проектах.
Последовательно продвигать разработку новых способов финансовых расчётов, укрепляющих национальные валюты государств Союза.
Укреплять технологический потенциал евразийских республик, касающийся особенно поставок иностранного оборудования. Например, в современных условиях в России приобретает стратегическую ценность развитие гражданского флота и гражданского судостроения.
Необходимо признать на уровне ООН, что санкции не должны распространятся на сельхозпродукцию, в том числе, минеральные удобрения. Иначе уже в этом году мировое сообщество столкнётся с угрозой планетарного масштаба, именуемой голодом.
Центр «Берлек-Единство»