-
5-12-2024, 12:52
-
3-12-2024, 09:40
Весь мир сегодня встревожен логистическими проблемами, экономическими и таможенными барьерами, выставленными странами запада в качестве санкций против России. И зарубежные, и российские эксперты говорят о том, что эти меры могут привести к жесточайшему продовольственному кризису. При этом проявиться он может как в экономически развитых странах, так и в государствах, традиционно испытывающих трудности с производством и импортом продовольственных товаров.
Государства-участники Евразийского экономического союза сегодня заняты антикризисной политикой локального характера. Одной из главных мер стабилизации и последующему оздоровлению экономики практически в каждой из пяти стран называют усиление политики импортозамещения. С другой стороны, перед евразийской пятеркой стоят цели поддержки интеграционных процессов, которые столкнулись с новыми барьерами в условиях антироссийских санкций.
Неудивительно, что официальные лица ЕАЭС вновь поднимают вопрос о необходимости обеспечения самодостаточности интеграционного объединения. Подобные тезисы звучали и в самые первые годы существования экономической организации, а также актуализировались в 2020 году с учетом рисков пандемии. Сегодня подобные меры носят уже максимально экстренный характер несмотря на то, что в странах Евразийского союза угроза возникновения продовольственного кризиса всё-таки минимальна.
Однако в случае с евразийскими странами опасности проявляются в совокупности социально-экономических проблем: во-первых, в снижении реальных доходов и, соответственно, покупательной способности граждан; во-вторых, в росте наценок на товары первой необходимости как со стороны производителей, так и розничными сетями. Эти факторы двойной нагрузкой ложатся на население. Иными словами, к главным целям обеспечения самодостаточности ЕАЭС на данный момент следует относить именно нивелирование социальных рисков.
Власти каждого из государств «пятерки» неоднократно выступали с рекомендациями заморозки цен на потребительские товары. Такие меры сегодня попеременно применяются в России. Но иногда такие указания не исполняются должным образом, что тоже объяснимо. Все звенья производственных цепочек функционируют в условиях свободного рынка. К тому же, введение большого числа строгих искусственных ограничений на рост цен может дать обратный эффект – на фоне возросших издержек многие предприниматели обанкротятся, конкурентная среда перестроится, конечные цены для потребителей вновь вырастут. Опять-таки, на примере России видно, что власти не вводят искусственные ограничения надолго. После стабилизации ситуации на рынке барьеры также быстро снимаются. Именно поэтому более эффективны экономические инструменты воздействия на рынок, в том числе в системе импортозамещения на уровне государств, повышения самодостаточности на наднациональном уровне ЕАЭС.
Всё же в рамках постпандемийных и текущих санкционных векторов импортозамещения страны ЕАЭС не стали изобретать велосипед. Обеспечение самодостаточности союза требует дополнительной регуляции внешнеторговых процессов и поддержки собственных производителей. Соответственно, предлагаемая система мер представлена тарифными и нетарифными инструментами воздействия на вне- и внутриблоковую торговлю. И прежде всего на государственном и наднациональном уровнях вводятся новые экспортно-импортные правила игры.
Тарифные меры традиционно направлены на снижение таможенных изъятий на общем рынке по ряду стратегически важных позиций товарной номенклатуры. В данный момент страны ЕАЭС стараются минимизировать внутренние барьеры в ускоренном режиме. С другой стороны, некоторые евразийцы вводят дополнительные ограничения на внеблоковый экспорт продовольственных товаров. Сегодня подобные запреты на вывоз уже действуют в сфере АПК России и Казахстана.
Серьёзная ставка в Евразийском союзе делается на формирование новых производственных цепочек. Промышленная кооперация стран ЕАЭС уже сталкивалась с циклами спада и роста, вызванных кризисными последствиями 2014-2017 гг., а также в 2020 году. Тем не менее, формирование межгосударственных производственных цепочек – это именно та сфера Евразийского союза, раскрытие потенциала которой может значительно улучшить степень самодостаточности организации. К примеру, практически все страны ЕАЭС на мировом рынке считаются востребованными для технологического импорта. Иными словами, государства-участники объединения не производят, а приобретают технологически сложные товары и оборудование, необходимые в ряде стратегически важных отраслей.
На помощь могут прийти уже существующие финансовые институты интеграционной организации. К примеру, главы государств ЕАЭС уже высказывались о потенциале использования средств Евразийского банка развития для финансирования совместных проектов в посткризисный период. Для этого странам-участницам и ЕЭК предстоит переформатировать подходы к работе наднациональных финансовых учреждений в сторону либерализации режимов займов и субсидий.
Центр геополитических исследований «Берлек-Единство»